Абдулмеджидов М.Г.
Становление уголовно-исполнительной системы в России в
начале XVIII в.
// История государства и права,
2009, №5
В статье показан процесс организации системы исполнения
наказания в России в период правления Петра I,
анализируются нормы уголовно-исполнительного
законодательства, представлена общая характеристика
органов исполнения наказания. В общем в ходе
многочисленных реформ в стране пенитенциарная политика
была направлена не на исправление и перевоспитание
преступников, а на экономическое обогащение государства.
Бурные изменения в российском обществе, связанные с
реформами Петра I, преобразовали Россию в обширную
империю. Петр I активно заимствовал государственные
институты европейских стран и приспосабливал их к нуждам
Российского государства. Им были использованы системы
права государств, таких как Швеция, Дания, Пруссия.
Вместе с тем, по мнению С.Н. Викторовского, "наказания,
практиковавшиеся при Петре I, стоят в самой тесной связи
также со всей его личностью и деятельностью, с задачами,
которые ставил себе этот государь, не покладая рук и по
мере своего понимания работая над тем, чтобы возвеличить
Россию" <1>. Первым важным нормативным правовым актом,
фактически созданным лично Петром I, был Артикул
воинский 1715 г. <2>. Артикул предусматривал цель мести
преступнику и устрашения населения. Наказания становятся
бессистемными, на первое место выходит не желание
исправить преступника, а его устрашение.
Законодательство петровского периода было самым жестоким
за всю историю страны. Практиковались заимствования из
Европы, например ссылка на галеры.
--------------------------------
<1> Викторовский С.Н. История смертной казни в России и
современное ее состояние. М., 1912. С. 113.
<2> Законодательство Петра I / Под ред. А.А.
Преображенского. М., 1998. С. 344 - 345.
Утверждение и развитие абсолютной монархии в России
привело к появлению бюрократического централизованного
государства и повышению роли карательных органов <3>.
Отмеченные тенденции повлияли на создание новых
организационных форм исполнения наказания. Реформы
государственного управления, осуществленные Петром I в
начале XVIII в., привели к образованию коллегий взамен
существовавших ранее приказов, хотя некоторые из
приказов продолжали еще действовать наряду с коллегиями
длительное время. Так, например, Сибирский приказ
существовал вплоть до проведения губернской реформы в
1755 г. <4>. В 1717 - 1718 гг. было создано восемь
коллегий: воинская; Адмиралтейств-коллегия; иностранных
дел; Юстиц-коллегия; Камер-коллегия; Коммерц-коллегия;
Берг-коллегия; Мануфактур-коллегия. Специальной коллегии
по управлению уголовно-исполнительными органами создано
не было. Управление исполнением наказания оставалось в
руках многих ведомств. Так, например, часть каторжных
работ в Петербурге была в ведении Адмиралтейства <5>. В
число этих петровских коллегий вошла и Юстиц-коллегия,
которая вобрала в себя функции упраздненных некоторых
приказов. Она являлась высшим апелляционным судом по
уголовным и гражданским делам, осуществляла контроль за
местными судами. Позднее в ее состав были включены
крепостная каторга и Сыскной приказ. С разделением
территории государства на губернии на местах управление
тюрьмами перешло к губернаторам, а взамен целовальников
и сторожей стали назначать смотрителей из полицейских
чинов, а охрана тюрем состояла из надзирателей. Местами
лишения свободы в тот период были: тюремные замки,
остроги, колодочные избы, съезжие дворы.
--------------------------------
<3> Мулукаев Р.С. Полиция в России (XIX в. - начало XX
в.). Н. Новгород, 1993. С. 13.
<4> Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь.
Современная версия. М., 2002. С. 465.
<5> Марголис А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской
России. Исследования и архивные находки. М., 1995. С. 9.
В начале XVIII в. в России начали формироваться
уголовно-исполнительные учреждения по управлению
тюремными учреждениями. Однако управление тюрьмами было
децентрализованным и находилось в ведомстве различных
приказов: Стрелецкого, Земского, Разбойного и др. На
местах тюрьмой заведовали старосты и воеводы. Тюремная
администрация состояла из целовальников и сторожей.
Тюрьмы были постоянные и временные. Постоянные тюрьмы
находились в Москве, Муроме, Устюге, Шуе, Верхнетурье, а
также в монастырях. Приговоренные к ссылке отбывали
наказание во временных тюрьмах, которые строились по
мере необходимости в отдаленных местностях <6>. Тюрьмы
также были земляные, каменные и обыкновенные. В земляных
тюрьмах содержались осужденные за политические,
религиозные преступления. Каменные тюрьмы устраивались в
монастырских кельях, погребах и других удобных
помещениях. В них содержались в основном государственные
преступники и раскольники. Обыкновенные тюрьмы
представляли собой одну или несколько изб, огороженных
частоколом (острогом), и, в свою очередь, подразделялись
на две категории: губные и опальные <7>. В период
правления Петра в отношении тюрем было установлено
"государево жалованье" в размере двух алтын в день на
человека, что не снимало проблему питания заключенных.
"Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для
чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных,
просящий милостыню и продававший сделанные арестантами
изделия" <8>.
--------------------------------
<6> Лисин А.Г. и др. Тюремная система Российского
государства в XIII - начале XX в.: Учеб. пособие. М.,
1996. С. 8.
<7> Сергиевский Н.Д. Обида по действующему русскому
праву. М., 1891. С. 179 - 187.
<8> Развитие русского права второй половины XVII - XVIII
в. М., 1992. С. 210.
Высокие темпы экономического развития государства в
начале XVIII в. на основе развития частных и
государственных предприятий при доминировании
крепостного хозяйства и отсутствии рынка свободной
рабочей силы создало дефицит дешевой рабочей силы. В
условиях петровского паракапитализма начинается активное
использование труда заключенных. Великие реформы Петра I
отодвинули колонизацию Сибири на второй план <9>.
Основные мероприятия Петра были сосредоточены в
европейской части страны, где осуществлялись грандиозные
государственные работы, требующие большого количества
рабочих рук. Возникшая нехватка рабочей силы была
компенсирована привлечением крепостных крестьян и
введением каторжных работ как вида уголовного наказания.
Под каторгой первоначально понимался труд на галерах,
т.е. весельном военном корабле, движимом мускульной
силой гребцов. Само слово "каторга" является синонимом
слова "галера" <10>. Первоначально каторжан отправляли в
Азов. После появления парусных судов каторжники стали
направляться на работу по строительству крепостей, в
рудники, на заводы. Затем появились новые места ссылки:
рудники, солеварни, фабрики и заводы Урала и Сибири.
Этим достигались три цели: удаление преступника, его
наказание и освоение новых обширных просторов империи
<11>. Каторга впервые была применена Царским указом от
24 ноября 1699 г. Указ предписывал осужденных "положить
на плаху и от плахи подняв, бить, вместо смерти, кнутом
без пощады и послать в ссылку в Азов с женами и детьми и
быть им на каторгах в работе" <12>. Введение каторги в
систему наказаний свидетельствует о том, что кроме
устрашения преступника, его кары наказание стало
преследовать и экономические цели - использование
бесплатного труда, в том числе и при осуществлении
планов грандиозного строительства, примером чего служит
строительство Санкт-Петербурга <13>. Экономическая
выгода каторги была очевидной, так как казенные расходы
на содержание каторжных составляли не более двух рублей
в месяц, "за такую плату вольных работников никак
достать не можно, ибо и на обыкновенные адмиралтейские
работы не менее трех рублей в месяц нанимаются" <14>.
Применение каторги в дальнейшем было направлено на
добычу полезных ископаемых, освоение просторов Урала,
Сибири, Дальнего Востока.
--------------------------------
<9> Марголис А.Д. Указ. соч. С. 53.
<10> Там же. С. 8.
<11> Органы и войска МВД России: краткий исторический
очерк. М., 1996. С. 68 - 69.
<12> ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 1-45. СПб., 1830. N 1732.
<13> Спицнадель В.Б. Генезис уголовно-исполнительного
права в контексте становления и эволюции пенитенциарной
системы России: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004. С.
20.
<14> Российское законодательство X - XX вв. Т. 5. С.
500.
Таким образом, Петром I была предопределена важнейшая
особенность уголовно-исполнительной политики государства
- возложение на уголовно-исполнительные органы и
учреждения экономической функции. Применение каторги в
дальнейшем было направлено на освоение просторов Урала,
Сибири, Дальнего Востока. Экономическая функция
уголовно-исполнительных органов тут же вступила в
противоречие с основной уголовно-исполнительной
функцией. Обращает на себя внимание слабая организация
исполнения и отбывания каторги, неподготовленность
персонала и ненадежная охрана.
В начале XVIII в. появляется новый вид
уголовно-исполнительных учреждений. Регламентом Главного
магистрата 1721 г. <15> предполагалось устройство во
всех городах смирительных домов. Смирительные дома
создавались для содержания лиц, нарушающих общественный
порядок, "которые начнут без стыда и зазора иметь явное
поведение добронравию и благочинию противное", по
приговору судов, по направлению наместнического
правления, по прошению родителей или требованию помещика
с указанием причин направления в смирительный дом. Таким
образом, в смирительный дом могли быть направлены лица,
не совершившие никаких преступлений, но отнесенные к
одной из семи групп, и "лица непотребного и
невоздержанного поведения".
--------------------------------
<15> См.: Реформы Петра I: Сб. док. / Сост. В.И.
Лебедев. М., 1937.
В начале XVIII в. экономика страны требовала большого
количества рабочей силы, но при доминировании
крепостнического уклада проблема свободных рабочих рук
решалась с помощью осужденных, для чего была введена
каторга. На уголовно-исполнительные органы были
возложены дополнительные экономические функции
обеспечения первой в истории страны форсированной
индустриализации.