Лачина В.О. Создание
"Попечительного о тюрьмах общества" как попытка
гуманизации российской пенитенциарной системы начала XIX
в.
// История государства и права,
2009, №5
Современный этап развития российского государства ставит
перед властью и обществом множество задач, успешное
решение которых представляется возможным при обращении к
истории государства и права. Обращаясь к опыту
предшествующих поколений, представляется необходимым
остановиться на одной из страниц отечественной истории
XIX в., когда происходил важный этап становления
российской пенитенциарной системы.
Первая четверть XIX в. занимает особое место в истории
русских пенитенциарных учреждений, что было связано с
общественными настроениями: война с наполеоновской
Францией, знакомство с политическими, общественными и
религиозными организациями за рубежом привели к
возникновению в стране наряду с первыми ячейками будущих
декабристов различных кружков и обществ
просветительского, философского и
религиозно-мистического толка. Важную роль играли не
политические идеи, а задачи нравственного
самоусовершенствования общества, одним из средств
которого считалась благотворительность.
В 1819 г. к органам административного и прокурорского
надзора, наблюдавшим за тюремной системой,
присоединилось вновь образованное по образу и подобию
Британского библейского общества с разрешения и под
покровительством Александра I российское "Попечительное
о тюрьмах общество" <1>. Основанное из частных лиц,
Общество должно было иметь главной целью "нравственное
исправление содержащихся преступников, улучшение
состояния заключенных за долги и по другим делам" <2>, и
в виде таких задач ему с течением времени было
предоставлено заведование всей хозяйственной частью
тюрьмы. Общество действовало под непосредственным
руководством Александра I. Отбор членов "Попечительного
о тюрьмах общества" осуществлялся лично царем. Он же
утверждал состав губернских тюремных комитетов этого
общества, которые наряду с губернскими правлениями
выступали в качестве управленческих звеньев тюремной
системы на местах. Непосредственное же управление
учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде
лишения свободы, возлагалось на смотрителей, назначаемых
губернаторами. Устав общества определял пять средств
исправления: ближайший и постоянный надзор над
заключенными; размещение их по роду преступлений и
обвинений; наставления их в правилах христианского
благочестия и доброй нравственности, на этом основанной;
занятие их приличными упражнениями; заключение
провинившихся и буйствующих из них в уединенное место
<3>. Был установлен специальный параграф о запрещении
употребления в тюрьмах спиртных напитков <4>. При этом
устав "Попечительного о тюрьмах общества" оставлял
открытым вопрос, касающийся изменения внутреннего
устройства тюрем, режим содержания заключенных и средств
его обеспечения. Уставом было разрешено членам комитета
общества посещение мест заключения в любое время. Также
регламентировалось религиозное воздействие на
заключенных. Впервые вводились определенные новшества в
тюремный быт: разрешение членам общества (комитетов)
посещать тюрьмы и знакомиться с положением содержащихся
там преступников; привлечение церковнослужителей к
работе с заключенными, создание библиотек с книжным
фондом исключительно религиозного содержания. Наряду с
этим, однако, остались нерешенными главные проблемы
тюремной системы: размещение заключенных; обеспечение их
трудового использования; исключение насилия над
личностью <5>.
--------------------------------
<1> Органы и войска МВД России: Краткий исторический
очерк. М., 1996. С. 113.
<2> ПСЗРИ. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. XXXVI. N 27895. С.
306 - 315.
<3> Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. 1560 - 1880 гг. СПб.,
1880. С. 22 - 23.
<4> Сабитов И.К. Права человека и пенитенциарная система
России (историко-теоретический аспект): Дис. ... канд.
юрид. наук. СПб., 2000. С. 90.
<5> Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его
исполнения. М., 1994. С. 36 - 37.
С первого года своего существования общество начало
публиковать ежегодные отчеты - важные источники,
ежегодно предоставляющие сведения по тюремному вопросу в
России <6>: о капиталах общества, о поступлениях и
расходах казенных и частных благотворительных средств; о
количестве арестантов, содержавшихся в городовых
тюрьмах, губернских тюремных замках, полицейских местах;
о состоянии здравоохранения, обеспечении продовольствием
арестантов и их занятости различными работами, участии в
церковной жизни; статистика о заболевших, выздоровевших
и умерших арестантах <7>. Почти в каждом отчете имеется
информация о нехватке казенных средств на
продовольствие. Недостаток денег покрывался с помощью
капиталов комитетов и отделений общества попечения о
тюрьмах или за счет частных жертвователей. В документах
упоминаются две причины нехватки средств на
продовольствие: недофинансирование казной данной статьи
расходов в некоторых городах; "дороговизна
продовольственных припасов" вследствие "значительного
повышения цен". Имеются также сведения об улучшении пищи
арестантов, "в особенности в праздничные и торжественные
дни" за счет средств благотворителей, но в чем это
выражалось, не уточняется <8>.
--------------------------------
<6> Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1.
С. 333.
<7> Гармс О.О. Отчеты попечительного о тюрьмах общества
как источник по истории пенитенциарной системы России
первой половины XIX века // Вестник Барнаульского ЮИ МВД
России. 2005. N 8. С. 104.
<8> Отчет общества попечительного о тюрьмах за 1861 год.
СПб., 1862.
Первоначально характер Общества был исключительно
филантропический. Обществу было предоставлено развивать
свою тюремно-благотворительную деятельность в самых
широких пределах, но тем не менее оно существовало
сначала как частный союз, без всяких административных
полномочий и пособий от казны. Но так как осуществление
нравственного воздействия на арестантов требовало прежде
всего улучшения в содержании заключенных, то через
двадцать пять лет Общество путем постепенной передачи
ему строений тюремного управления сосредоточило в своих
руках все тюремное хозяйство и средства, отпускаемые на
содержание тюрем, а также и непосредственное заведование
последними. Распространяя круг своей деятельности на все
города Российской империи, Общество настойчиво проводило
идею человеколюбия и заботы о заключенных. Но, если
губернские комитеты Общества добивались определенных
успехов в этом направлении, то деятельность уездных
комитетов была малоуспешной. Это показывало, что
подобная организация заведования тюрьмами неприемлема в
уездах, где часто не хватало лиц для образования
тюремного комитета. Однако с учреждением "Попечительного
о тюрьмах общества" остались нерешенными главные
проблемы тюремной системы: размещения заключенных,
обеспечения их трудового использования, исключения
насилия над личностью. На эти обстоятельства как
результат неэффективности ранее проведенных реформ было
обращено внимание в материалах центрального тюремного
ведомства, содержащих анализ положения дел накануне
тюремных преобразований <9>.
--------------------------------
<9> Тальберг Д. Общество попечительное о тюрьмах //
Журнал гражданского и уголовного права. 1878. Кн. 5. С.
5.
Со смертью Александра I в 1825 г. деятельность тюремного
Общества ослабела <10>. Интересно отметить, что, когда в
1851 г. Общество было причислено к Министерству
внутренних дел, а обязанности президента Общества
возложены на министра внутренних дел, прилив частной
благотворительности стал быстро падать. Со временем
филантропические идеи стали ослабевать, и уже к
сороковым годам XIX в. деятельность Общества стала
угасать, но, несмотря на это, можно сказать, что его
создание явилось важным этапом развития пенитенциарной
системы Российской империи.
--------------------------------
<10> Забровская Л.Ю. Организационно-управленческие
особенности формирования тюремной системы Российской
империи в XIX веке. Тамбов, 2006. С. 10.