Фомин А.А. Геральдическая реформа
Алексея Михайловича и ее законодательное закрепление как
завершение процесса формирования Российского
государственного герба
// История государства и права, 2009, №7
В статье анализируются правовые основы реформы
Государственного герба России в середине XVII в.
Государственный герб Московского княжества, а позже -
Российского царства формировался на основании
общероссийских государственных эмблем на протяжении
длительного периода с конца XV в., когда на государевой
печати появились эмблемы - двуглавый орел и всадник,
пронзающий копьем дракона, составившие впоследствии
основу государственного герба, до 1667 г., когда
государственный герб, его состав и значение были
юридически зафиксированы в законодательном акте.
К крупнейшему реформированию государственного герба,
логически завершившему процесс его формирования,
постепенно привели события, происходившие в России в
середине XVII в. Данный период характеризуется
повсеместным взлетом патриотических настроений в
обществе. Происходило возрождение Великого Российского
царства, восстанавливалась экономика, создавалась новая
военная система, серьезный подъем испытывали русская
культура и наука. Россия после долгого перерыва вновь
выходит на международную политическую арену,
устанавливая активные дипломатические отношения с
Османской империей, Персией и многими государствами
Западной Европы, значительно укрепляя свой международный
престиж (ведь многие современники полагали, что Россия
после Смуты перестанет существовать как единое
централизованное государство). Продолжается грандиозная
колонизация Россией огромного и богатейшего сибирского
пространства. При Алексее Михайловиче освоенным ранее
сибирским землям был придан статус "царства" (царство
Сибирское), в легенде государственных печатей к царскому
титулу добавляется "царь сибирский". И наконец, Россия,
окончательно оправившись от разрушительной Смуты, с
триумфом возвратила себе (Русско-польская война 1654 -
1667 гг.) не только территорию, отторгнутую Речью
Посполитой во время интервенции, но и вообще всю
Левобережную Украину, которую русские традиционно
считали российской землей. Все это дало Алексею
Михайловичу серьезный повод преобразовать композицию
государственного герба.
Первые шаги в этом направлении проявились в композиции
печати, приложенной к жалованной грамоте царя Богдану
Хмельницкому от 27 марта 1654 г. <1> и изготовленной
специально в честь ознаменования воссоединения России и
Левобережной Украины, о чем свидетельствует
символическое изображение дарования царем булавы
украинскому гетману, помещенное под орлом. Аналогичная
печать впоследствии использовалась Малороссийским
приказом. В данном случае особый интерес представляют
измененный облик двуглавого орла и новые, дополняющие
его изображение, детали. На этой печати орел изображен
(как и на современном Государственном гербе РФ) с
поднятыми крыльями, что придает ему некоторое сходство с
двуглавым орлом Священной Римской империи и одноглавым
орлом Речи Посполитой, в орлиных лапах сжаты скипетр и
держава. В целом оформление государственного герба на
этой печати явно соотносится с западноевропейской
геральдической практикой. Желание Алексея Михайловича
унифицировать русскую стилистику государственного герба
с общеевропейской со временем приведет к созданию
принципиально нового, непохожего на прежние,
государственного герба. При этом эмблемы, составлявшие
его ранее, и второстепенные детали, сохранившиеся к
этому времени, останутся на своих прежних местах.
--------------------------------
<1> Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500
лет. СПб.: Славия, 1997. С. 35.
Особого внимания заслуживают скипетр и держава ("яблоко
державное"), впервые появляющиеся в композиции
государственного герба. Скипетр - древнейший атрибут
верховенства, известный еще со времен античности.
Первоначально скипетр был непременной принадлежностью
греческих богов Зевса и Геры. В Римской империи скипетр
был консульской регалией. В Византийской империи он
сохраняет свое значение символа высшей власти,
сопровождая правление императоров. В России скипетр
появился благодаря Ивану Грозному и первоначально должен
был внешне подтвердить и оформить новый титул русского
правителя - "царь", т.е. "цезарь". Во второй половине
XVI в. скипетр стал вещественным символом царской власти
вообще <2>. Что касается державы ("яблока" или "яблока
державного", по терминологии того времени), то она
впервые появляется при Борисе Годунове. Во время его
венчания на царство, 1 сентября 1598 г., патриарх Иов
вместе с шапкой Мономаха и скипетром торжественно вручил
ему и "яблоко" с напутствием, чтобы он держал царство в
своих руках так же, как и это яблоко <3>.
--------------------------------
<2> Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф.,
Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России X - XX века / Отв.
ред. Г.В. Вилинбахов. М.: Юрид. лит., 1997. С. 151.
<3> Там же. С. 195.
Скипетр и держава наряду с другими государственными
регалиями составили комплекс обязательных атрибутов
царской власти. В этом качестве они просуществовали
вплоть до ликвидации российской монархии в 1917 г.
Включенные в композицию государственного герба при
Алексее Михайловиче, они олицетворяли непосредственно
самого государя. С 1654 по 1917 г. скипетр и держава
оставались частью государственного герба, при этом
изначально заложенный в них смысл со временем не
менялся. Присутствуют они и в современном
государственном гербе, естественно, утратив свое прежнее
значение. Сегодняшние скипетр и держава государственного
герба символизируют скорее историческое прошлое
Российского государства, которое, нравится это кому-то
или нет, неразрывно связано с историей русской монархии.
Геральдические идеи, заложенные в печати 1654 г.,
получили свое логическое завершение только через
значительный промежуток времени - в 1667 г.,
ознаменованном сразу двумя важнейшими в данном аспекте
событиями. Этот год - ключевая дата для истории
зарождения и становления Государственного герба в
России, именно она фактически завершает долгий период "доимперской"
истории государственного герба.
В 1667 г. завершилась длившаяся 13 лет Русско-польская
война, начавшаяся с воссоединения России и Левобережной
Украины в 1654 г. С Речью Посполитой был заключен
Андрусовский мир (по названию города Андрусова, где
произошло заключение мира), по условиям которого Россия
возвращала себе ранее утерянные Смоленскую и Северскую
земли, закрепляла за собой все украинское Левобережье и
Киев с еще несколькими небольшими анклавами на
Правобережье <4>. Россия наконец-то одержала
существенную военную победу над своим давним
политическим соперником, что вызвало всеобщее
воодушевление и стало импульсом для нового изменения
Российского государственного герба, хотя было множество
других (ранее уже перечисленных) причин, в итоге
побудивших Алексея Михайловича вновь продолжить его
реформирование. На большой государственной печати 1667
г. <5> мы видим новое, значительно дополненное и
по-новому оформленное, изображение государственного
герба. Высоко поднятые крылья двуглавого орла, с
довольно крупными перьями, сильно изогнуты, в левой
орлиной лапе помещен скипетр, в правой - держава. Три
короны с равносторонними греческими крестами расположены
практически на одной линии над головами орла и имеют
почти одинаковые размеры. У центрального щитка со
всадником исчезли завернутые наверху углы, его форма
приближена к трапециевидной с килевидным завершением. С
каждой стороны двуглавого орла размещены символические
изображения крепостей (всего шесть), сопровождаемые
буквами В, М, Б (Великая, Малая, Белая России) с левой
стороны и В, З, С (восточные, западные, северные страны)
- с правой. Под двуглавым орлом изображены вооруженные
люди, символизирующие подвластные царю народы. Поле
герба украшено декоративными розетками, вооруженные люди
в нижней части герба окружены декоративным орнаментом,
который является как бы основанием всей композиции с
двуглавым орлом. Данный вариант государственного герба
очень выразителен и совершенен в художественном смысле.
В нем помещены не только исконные эмблемы - двуглавый
орел и всадник, изначально составившие государственный
герб, но и символы, олицетворяющие самого
(гипотетического) государя - скипетр и держава, а также
изображения, символизирующие регионы Великого
Российского царства и их жителей, - крепости и
вооруженные люди.
--------------------------------
<4> Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И.,
Назаров В.Д. История России с древнейших времен и до
конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П.
Новосельцев. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 551.
<5> Соболева Н.А. Очерки истории российской символики:
От тамги до символов государственного суверенитета. М.:
Знак, 2006. С. 192.
Хотя государственный герб в целом создавался по
общеевропейским канонам оформления, у него есть типично
русские художественные черты, отличающие его от подобных
европейских гербов. И в современном Российском
государственном гербе можно увидеть элементы, которые
были включены в его композицию еще при Алексее
Михайловиче (скипетр и держава, три короны).
Впоследствии государственный герб претерпевал
композиционные изменения дважды: при Петре I, когда на
крыльях было размещено шесть региональных эмблем, а
щиток с всадником стал обрамляться орденом Святого
апостола Андрея Первозванного, а также при Александре II,
когда был создан Большой государственный герб,
изобиловавший огромным количеством региональных эмблем и
различными геральдическими элементами. Из этих
последующих композиционных нововведений на современном
гербе сохранилась лишь декоративная Андреевская лента,
как бы поддерживающая центральную корону. Остальные же
элементы, дополняющие эмблемы двуглавого орла и всадника
на современном гербе, впервые появились именно в гербах
Алексея Михайловича. Из художественных новшеств эпохи
Алексея Михайловича в современном государственном гербе
сохранилась только одна, но зато довольно существенная
деталь - высоко поднятые, сильно изогнутые крылья
двуглавого орла.
Перейдем ко второму важнейшему событию 1667 г.: 14
декабря 1667 г. датирован именной царский Указ "О титуле
царском и о государственной печати", где в разделе
"Описание печати Российского государства" было помещено
официальное описание государственного герба, помещенного
на печати 1667 г.: "Орел двоеглавный есть герб державный
Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея
Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России
Самодержца, Его Царскаго Величества Российского
Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия
три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя
Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его
Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и
повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по
описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на
левой стороне орла три грады своими писаньями, образуют
Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и
дедича; на персех изображение наследника; в пазноктех
скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя,
Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя" <6>.
Интересно, как в этом описании объясняются такие уже
традиционные элементы, как всадник и короны. Всадник
теперь официально символизирует наследника, а короны три
подвластных Москве царства - Казанское, Астраханское и
Сибирское. При Петре I всадник из царского наследника
превратится в святого Георгия Победоносца, изображение
которого, в свою очередь, станет считаться гербом Москвы
<7>. Вышеизложенный царский Указ содержит первое в
истории России законодательное постановление о форме и
значении государственного герба. Важность данного факта
сложно переоценить - впервые существование Российского
государственного герба как составной части
государственной печати было юридически подтверждено и
закреплено в законе, а каждая значительная его деталь
официально объяснена с точки зрения высшей
государственной власти.
--------------------------------
<6> ПСЗРИ. 1-е собр. СПб., 1830. Т. I. N 421.
<7> Хорошкевич А.Л. Герб, флаг и гимн: Из истории
государственных символов Руси и России. М.: Время, 2008.
С. 46.
Таким образом, со времени последних лет правления
Алексея Михайловича (а он умер в 1676 г.) мы можем
говорить о полностью сформировавшемся и законодательно
утвержденном Российском государственном гербе. Большая
часть последующих изменений носила лишь
художественно-стилистический характер и не изменяла сути
государственного герба, оформившегося в основном еще при
Алексее Михайловиче. Более того, все крупные изменения
нехудожественного толка XVIII - XIX вв. в современном
Государственном гербе отсутствуют. Интересно, что
современный Государственный герб Российской Федерации во
многом, особенно в атрибутике и композиции, более близок
позднейшим государственным гербам Великого Российского
царства, чем государственным гербам Российской империи.
В определенном смысле в наши дни российская
государственная геральдика вернулась к своим истокам.