Григорьев О.В. Рассмотрение дел в
судах по Военно-судебному уставу 1867 г.
// История государства и права. 2009. №23.
В статье рассмотрены основные изменения, произошедшие в
военно-судебных органах Российской империи в ходе
военно-судебной реформы 1867 г.
Специальное постановление о военных судах было
утверждено Александром II 15 мая 1867 г. в виде нового
Военно-судебного устава. При утверждении
Военно-судебного устава порядок введения его в действие
определен не был. Устав вводился постепенно, по
отдельным военным округам, и начало его реального
применения растянулось почти на два десятилетия - с 1867
г. по 1889 г. <1>.
--------------------------------
<1> Если в Санкт-Петербургском и в Московском военных
округах Устав был введен с 1 сентября 1867 г., то в
Туркестанском, Омском, Иркутском и Приамурском округах
новые органы военной юстиции были созданы с 1 октября
1889 г., после революционных волнений в стране 1879 -
1880 гг., и создавались они уже не по Уставу 1867 г., а
по Военно-судебному уставу 1885 г.
Новая система органов правосудия в армии состояла из
полковых, военно-окружных судов и Главного военного суда
с двумя отделениями (в Сибири и на Кавказе). Полковые и
военно-окружные суды являлись судами первой инстанции.
Главный военный суд наблюдал за "охранением точной силы
закона и единообразным его исполнением военными судами"
<2>. Правительствующий Сенат, являвшийся кассационной
инстанцией для общих судов, к военным судам отношения не
имел. Кроме постоянно действующих Уставом допускалось
учреждение временных военных судов, особых присутствий
для рассмотрения протестов прокуроров и жалоб осужденных
на приговоры военных судов по особо важным делам, особых
военных судов и верховного уголовного суда для
рассмотрения дел о государственных преступлениях,
совершенных военнослужащими, полевого военного суда и
полевого главного военного суда. Для производства
предварительного следствия при военно-окружных судах
вводились должности военных следователей, а для
осуществления надзора за судами вводились должности
главного военного прокурора (при Главном военном суде),
его товарищей (заместителей), военных прокуроров и их
помощников (при военно-окружных судах). При
военно-окружных судах и военных прокурорах учреждался
институт кандидатов на военно-судебные должности.
--------------------------------
<2> Ст. 1 Военно-судебного устава 1867 г. // Положения о
введении в действие Военно-судебного устава, Наказа
военно-судебным местам. М.: Изд. А. Павлова, 1867.
Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и
чиновников военного ведомства, "русского подданства, с
безупречной репутацией". Постоянные, т.е.
профессиональные, судьи имели юридическое образование.
Права и льготы военнослужащих распространялись на
должностных лиц военно-судебного ведомства. Они также
носили военную форму одежды, получали офицерские и
генеральские звания, награждались орденами и другими
знаками отличия. Предусматривалось учреждение судов при
каждом полку и части, командиры которых пользовались
правами полкового командира. Суды эти носили название
тех частей войск, при которых они состояли. В 1872 г. на
правах полковых были учреждены особые суды для "суждения
нижних чинов" Санкт-Петербургской и Московской полиции,
а в 1874 г. - Варшавской полиции <3>.
--------------------------------
<3> Иллюстратов И. Военные суды в российской армии за
25-летие (1861 - 1885). М., 1890. С. 100.
Полковые суды назначались полковым командиром в составе
трех офицеров: председателя - штаб-офицера и двух членов
- обер-офицеров <4>. Все они должны были иметь стаж
службы на строевых должностях не менее двух лет и, как
правило, освобождались от выполнения своих служебных
обязанностей. Полковым судам были подсудны дела о
преступлениях нижних чинов, предусматривавшие
исправительные наказания (не свыше 1 года и 4 месяцев
заключения в крепости или тюрьме, без лишения прав и
преимуществ, и денежные взыскания не свыше 100 руб.).
Для них был установлен упрощенный порядок рассмотрения и
решения дел. Возбуждение и рассмотрение дел назначалось
командиром полка по рапортам ближайших начальников
обвиняемых, по жалобам частных лиц, а также по сообщению
мировых судей, полиции и других административных
властей. Полковые суды рассматривали дело устно и в
основном в открытых заседаниях. Исключения составляли
дела: о нарушении воинской дисциплины; о проступках
против семейных прав; "об оскорблении женской чести,
непотребстве и других бесстыдных или соединенных с
соблазном действиях"; возбужденным по жалобам частных
лиц, когда обе стороны просили о негласном
разбирательстве дела <5>. Разбирательство и решение дела
по возможности должно было оканчиваться в одно
заседание. Особенно это касалось дел о побегах и
преданных суду "за неисправимо дурное и развратное
поведение" <6>. Приговор полкового суда утверждал
командир полка в трехдневный срок, а по делам о побегах
и "дурном поведении" - не позднее следующего дня после
получения дела из суда. Он мог изменить приговор в
пределах предоставленных ему дисциплинарных прав, а
также смягчить наказание на одну или две степени. При
несогласии с решением суда командир представлял дело со
своим мнением в военно-окружной суд и извещал об этом
полковой суд. Приговор суда объявлялся приказом по
полку.
--------------------------------
<4> Штаб-офицерами являлись капитаны, подполковники,
полковники; обер-офицерами - поручики, штабс-капитаны.
<5> Ст. 312 Военно-судебного устава 1867 г.
<6> Там же. Ст. ст. 317 - 319.
К ведению военно-окружных судов относились дела: о
генералах, офицерах и чиновниках военного ведомства - по
всем преступлениям; о "нижних чинах", пользовавшихся
особыми правами и преимуществами, - по преступлениям,
предусматривающим лишение или ограничения прав и
преимуществ; о "нижних чинах", не пользовавшихся особыми
правами и преимуществами, - по преступлениям, влекущим
направление в военно-исправительные роты и другие более
тяжкие наказания; военнослужащих и лицах гражданского
ведомства, при совместном совершении преступления,
связанного с нарушением законов дисциплины и военной
службы; о "нижних чинах", если им предъявлялся иск о
возмещении вреда и убытков свыше 100 руб. и проч.
Приговоры военно-окружных судов считались окончательными
и могли быть отменены только в кассационном порядке как
по жалобам участвовавших в деле лиц, так и по протестам
военных прокуроров. Подача кассационной жалобы или
протеста приостанавливала исполнение приговора, за
исключением приговора об освобождении подсудимого из-под
стражи. Все дело вместе с поданной жалобой или протестом
представлялось в Главный военный суд.
Военно-судебный устав давал право Главному военному суду
в определенных случаях определять наказание подсудимому.
Такой порядок предоставлял большую самостоятельность
приговорам военно-окружных судов и в большинстве случаев
лишал подсудимых возможности обжаловать приговор в
кассационном порядке. Жалобы против решения Главного
военного суда не допускались. Характерно, что за 18 лет
(1867 - 1885 гг.) в среднем из каждых 100 решенных дел
было обжаловано всего лишь около 6, из числа которых
было удовлетворено в среднем 8 - 16%, а остальные жалобы
были оставлены без удовлетворения. Совершенно по-иному
обстояло дело с кассационными протестами. Из каждых 100
дел в среднем опротестовывалось три, в числе которых
протесты по двум делам удовлетворялись, а по одному
отклонялись <7>. Такое соотношение доказывает, что
требования военных прокуроров почти всегда
удовлетворялись, в то время как жалобы осужденных
отклонялись. Кроме кассационных жалоб и протестов
участвовавшие в деле лица могли подавать частные жалобы
и протесты: по принятию мер для воспрепятствования
обвиняемому уклониться от следствия; по принятию мер к
обеспечению иска о возмещении вреда; на наложение
взысканий за неявку в суд свидетелей, "сведущих людей" и
других лиц; на непринятие кассационных жалоб; на
определения военного суда, постановленные по жалобам на
следственные действия; на медленность производства дела;
на неправильность исполнения приговора. Все
постановления Главного военного суда принимались к
немедленному исполнению, а жалобы на его решения не
допускались.
--------------------------------
<7> Иллюстратов И. Указ. соч. С. 134 - 140.
Приговоры военно-окружных судов, вступившие в силу,
также немедленно приводились в исполнение <8>. Однако из
этого правила допускались исключения. Так, все
окончательные приговоры по делам о "государственных
преступлениях" до обращения их к исполнению
представлялись через военного министра на усмотрение
царя <9>. В таком же порядке поступали с приговорами в
следующих случаях: когда офицеры, чиновники, дворяне и
служители культа присуждались к наказанию, соединенному
с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и
преимуществ, или когда офицеры и чиновники присуждались
к разжалованию в рядовые; в случае лишения ордена или
другого знака отличия; когда суд ходатайствовал о
смягчении подсудимому наказания, выходившем за пределы
предоставленной ему власти, или о помиловании
осужденного <10>.
--------------------------------
<8> Ст. 1029 Военно-судебного устава 1867 г.
<9> Там же. Ст. 1119.
<10> Там же. Ст. 1016.
Таким образом, хотя в результате проведения
военно-судебной реформы порядок рассмотрения и решения
дел в судах в значительной степени был упрощен, в целом
проведенная в 60 - 70-х годах XIX в. военно-судебная
реформа, как и остальные реформы того времени, не была
последовательно буржуазной. Власть военных начальников в
военно-уголовном судопроизводстве была в известной мере
ограничена, но все же за ними сохранялись значительные
права не только в области производства дознания и
следствия, но и в решении дел по существу. Это являлось
отступлением от принципа разделения властей. Воинский
устав о наказаниях 1867 г. устанавливал различные меры
наказания в зависимости от сословной принадлежности
подсудимого, что и определяло содержание деятельности
органов военной юстиции.