Васильев И.А. Ординарная и
экстраординарная духовно-военная служба в 1900 - 1917
гг.
// История государства и права. 2011. №1. С. 5-7
В российских Вооруженных Силах проводится эксперимент по
причислению лиц православного духовного сана к штату
воинских частей с целью создания при них приходов и
исполнения духовной службы. Для оптимального
функционирования возрождаемого церковно-государственного
института следует учесть богатый опыт духовно-военной
службы в завершающий период существования Российской
империи.
В 1900 - 1917 гг. содержание правового института
духовно-военной службы не было однородным. Юридически
закреплялось существование как "ординарной
духовно-военной службы", так и "экстраординарной
духовно-военной службы". В юридико-техническом аспекте
это фиксировалось отчасти четко и ясно, отчасти - в
латентной форме. Однако важно отметить, что уровень
законодательной техники нормативных правовых актов
Российской империи, регулировавших духовно-военную
службу, не позволяет использовать легальные определения
указанных выше понятий: они отсутствовали.
Система подготовки кадров для духовно-военной службы в
поздней Российской империи была связана преимущественно
с функционированием духовных семинарий <1>. От лиц
духовного чина, поступающих на ординарную
духовно-военную службу, требовалось только иметь
определенный уровень образования. Семинарское
образование признавалось достаточным, тем не менее часто
данные служащие имели и высшее образование. Так, на 1
января 1902 г. из 462 ординарных духовно-военных
служащих духовную академию окончили 24 <2>. Для
кандидатов в эсктраординарные духовно-военные служащие
устанавливался дополнительный ценз благонадежности <3>.
--------------------------------
<1> Боголюбов А.А. Очерки из истории управления военным
и морским духовенством в биографиях главных священников
его за время с 1800 по 1901 г. СПб., 1901. С. 12.
<2> Добротворский С. Сравнительная статистика военного
духовенства за период времени 1888 - 1902 гг. // Вестник
военного духовенства. СПб., 1902. N 6. С. 188; Иванов
Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской
армии (XVIII - начало XX в.). Историко-педагогический
анализ: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 210.
<3> Положение об управлении церквями и духовенством
Военного и Морского ведомств. СПб., 1890. Глава I. Ст.
ст. 1, 2, 3; Глава II. Ст. ст. 8, 9, 10.
Основываясь на нашем исследовании духовной службы <4>
православного духовенства, ординарную духовно-военную
службу мы можем определить как осуществляемую по
уполномочию государства деятельность по исполнению
лицами духовного сана обрядов <5> Русской православной
церкви в армии и на флоте. К ординарной духовно-военной
службе следует отнести не только служение при сухопутных
войсках и на флоте, но и гражданскую службу при
различных воинских формированиях. Законодательное
основание для причисления последней к ординарной
духовно-военной службе дают Свод военных постановлений
<6> и Свод морских постановлений <7>, установившие для
находившихся на гражданской службе при различных
воинских формированиях лиц правовой статус, аналогичный
статусу военнослужащего. Главным юридическим признаком
института ординарной духовно-военной службы являлось
включение таких служащих исключительно в реестр лиц,
числящихся на государственной службе по Военному или
Морскому ведомству, наряду со светскими чиновниками.
--------------------------------
<4> О государственной службе православного духовенства
подробнее см.: Васильев И.А. Государственная духовная
служба в Российской империи: к постановке проблемы //
История государства и права. 2009. N 10.
<5> В церковном употреблении слово обряд заменяется
понятием "духовная треба". См.: Митрохин Л.Н.
Христианство: словарь. М., 1994. С. 472.
<6> Свод военных постановлений. Ч. 2. СПб.,1907.
<7> Свод морских постановлений. Кн. VIII. СПб., 1910.
Остановимся на двух наиболее важных категориях
священнослужительских должностей ординарной
духовно-военной службы.
Первая категория - священнослужители при церквях
госпиталей. Священник военного госпиталя назначался
главным священником армии и флота вместе с окружным
инспектором госпиталей на основании представления
начальника соответствующего госпиталя. Важная
особенность правового статуса священника госпиталя
заключалась в его подчинении исключительно главному
священнику армии и флота <8>. Основные обязанности
священника военного госпиталя законодательство
определяло лаконично и недвусмысленно: приличное
содержание церкви и ее имущества. Таким образом,
священник заведовал церковной собственностью, а также
вел документацию об использовании церковного имущества
<9>. Свои полномочия в области хозяйственной
деятельности священник осуществлял под контролем со
стороны назначаемого госпитальным комитетом старосты
церкви при лечебном заведении. Если при военном
госпитале не было собственного храма, то духовные требы
<10> исполнялись священниками ближайших полков, а при их
отсутствии - приходскими священниками по назначению
начальника дивизии <11>. О необходимости замены
священника госпитальный комитет сообщал начальнику
госпиталя, а последний обращался к окружному инспектору
госпиталей <12>.
--------------------------------
<8> Свод военных постановлений. СПб., 1910. Кн. XVI.
Разд. I. Ст. 221.
<9> Там же. Ст. 222.
<10> Молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и
т.д. // Митрохин Л.Н. Христианство: Словарь. М., 1994.
С. 472.
<11> Свод военных постановлений. Кн. XVI. Разд. I. Ст.
225.
<12> Там же. Ст. 226.
Вторая категория священнослужительских должностей
ординарной духовно-военной службы - служба при церквях
военно-исправительных тюрем. Священник
военно-исправительного заведения назначался приказом
главного начальника военного округа с учетом мнения
главного священника армии и флота <13>. В обязанности
священника военно-исправительного заведения входило
исполнение треб, а также просветительские функции:
наставлять "арестантов в религии"; навещать их "сколь
можно чаще"; обращать внимание на их нравственность;
обучать арестантов грамоте <14>. Среди широкого круга
полномочий священника военно-исправительного заведения
необходимо отметить интересное и важное правомочие -
заявлять ротному комитету о смягчении наказания тем
арестантам, которые "по степени нравственности
исправления будут того достойны" <15>.
--------------------------------
<13> Свод военных постановлений. СПб., 1910. Кн. XVII.
Разд. I. Ст. 21.
<14> Там же. Ст. 22.
<15> Там же.
Правовой институт экстраординарной духовно-военной
службы заключался в осуществлении по уполномочию
государства деятельности по административному управлению
<16> штатом служащих ординарной духовно-военной службы.
Нормативное регулирование экстраординарной
духовно-военной службы закреплялось в Положении об
управлении церквями и духовенством военного и морского
ведомств 1890 г. <17> и оставалось неизменным до 1917 г.
--------------------------------
<16> Административное управление штатом здесь
определяется как правомочия по назначению, увольнению,
поощрению, равно как и контрольные полномочия.
<17> См.: Положение об управлении церквями и
духовенством военного и морского ведомств. СПб., 1890.
Во главе иерархии духовенства Военного и Морского
ведомств находилось духовное лицо - протопресвитер <18>
военного и морского духовенства, назначаемый Святейшим
Синодом. Управление осуществлялось на принципах, близких
к министерской организации: помимо пресвитера, в
административных целях учреждалось правление, три члена
которого назначались из "подведомственных ему и имеющих
пребывание в Санкт-Петербурге благонадежных <19>
протоиереев и священников" и увольнялись Святейшим
Синодом по представлению протопресвитера <20>.
--------------------------------
<18> Высшая должность русского белого духовенства,
соответствующая чину "протоиерей" // Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона. Т XXV. СПб., 1898. С. 559.
<19> Обязательное наличие качества "благонадежности" у
кандидата в члены правления чрезвычайно показательно.
Однако в законодательстве Российской империи 1906 - 1917
гг. отсутствуют признаки данного понятия и тем более его
нормативное определение. Таким образом, мы можем
отметить существенный пробел в законодательстве, который
к тому же не был преодолен при помощи
правоприменительной практики.
<20> Положение об управлении церквями и духовенством
Военного и Морского ведомств. Глава II. Ст. ст. 8, 9,
10.
В числе полномочий протопресвитера отметим два основных
<21>: во-первых, назначение служащих ординарной
духовно-военной службы соответствующей епархии из
кандидатов, обладавших духовным саном и чином;
во-вторых, представление епархиальному архиерею лиц, еще
не имевших духовного сана и чина, для посвящения в него.
Таким образом, в подчинении протопресвитера Морского и
Военного ведомства находились ординарные духовно-военные
служащие армии и флота - церковнослужители. Отдельную
категорию экстраординарных духовно- военных служащих
составляют благочинные <22> армии и флота <23>. Их
деятельность заключалась в осуществлении контрольных и
надзорных правомочий над осуществлением полномочий
ординарными духовно-военными служащими.
--------------------------------
<21> Там же. Глава III. Ст. 31.
<22> Административно-судебное должностное лицо
православного духовенства // Толковый словарь живого
великорусского языка. М., 1994. Т. I. С. 233.
<23> Инструкция армейским благочинным. СПб., 1890. С. 8.
Юридическое закрепление института духовно-военной службы
в законодательстве Российской империи 1900 - 1917 гг.
характеризовалось детальным регулированием и, за редким
исключением, отсутствием пробелов в соответствующих
нормативных правовых актах. Продуманность и взаимосвязь
иерархии ординарной и экстраординарной духовно-военной
службы позволили создать эффективную и жизнеспособную
систему удовлетворения религиозных потребностей личного
состава армии и флота и духовно-нравственного воспитания
военнослужащих.