Зеленская Е.Л. Меры,
применяемые в рамках карантинного надзора на территории
Российской империи в период с конца XVIII в. по начало
XX в.
// История государства и права.
2011. №3. С. 42-45
Процесс организации мероприятий по недопущению заноса на
территорию России опасных инфекционных заболеваний был
тесно взаимосвязан со становлением и развитием морского
торгового флота и международной торговли. Первоначально
под карантином понималась временная изоляция заболевших
инфекционным заболеванием и контактировавших с ними лиц,
во избежание возникновения эпидемии. Позже термин
"карантин" стал использоваться в названии санитарных
пунктов, которые создавались для осмотра лиц, судов,
товаров, прибывших из местности, охваченной эпидемией
<1>.
--------------------------------
<1> См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.
Ожегова, Н.Ю. Шведовой [Электронный ресурс]. URL: http://www.classic.ru.
Вопросам учреждения карантинов на определенных, в том
числе приграничных, территориях уделялось особое
внимание в двусторонних соглашениях России с
сопредельными государствами <2>.
--------------------------------
<2> См., напр.: Адрианопольский мирный договор между
Россией и Турцией от 2 сентября 1829 г.: "Правительство
обоих княжеств, по силе прав и преимуществ независимого
внутреннего управления, может для охранения
общественного здравия проводить цепи и учреждать
карантины вдоль по Дунаю и в других внутри земли местах,
где потребует того надобность, так что иностранцы, как
мусульмане, так и христиане, при въезде в пределы
княжеств не должны уклоняться от строгого соблюдения
карантинных правил (с. 114)" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.msu.ru.
Первая пандемия холеры (1817 - 1823 гг.) и
многочисленные случаи заноса этой инфекции в Россию
из-за рубежа заставили законодательные органы вновь
обратить внимание на устройство пограничных карантинов,
которые подразделялись на центральные и частные
карантины, сухопутные и береговые заставы. В карантинный
Устав от 20 октября 1832 г. была включена специальная
глава "О мерах к прекращению чумной заразы при появлении
оной вне карантинных мест и внутри государства". В ней
излагались меры, которые следовало принимать в случае
возникновения чумы в пределах России. Вместе с Уставом в
1832 г. было издано Положение о карантинной службе -
первое в законах Российской империи упоминание о
пограничных войсках. В Уставе 1841 г. более полно
освещались вопросы управления карантинами, правовые
положения чиновников карантинной службы, порядок
проведения карантинных мероприятий <3>.
--------------------------------
<3> История организации санитарно-эпидемиологической
службы на водном транспорте и современный этап развития
крымской бассейновой санэпидстанции [Электронный
ресурс]. URL: http://krimses.com.ua.
Во второй половине XIX в. правовое регулирование
санитарной охраны границ России от заноса особо опасных
инфекций осуществлялось на основе международных
конвенций и договоров. В 1851 г. в Париже состоялась
Первая международная конференция для разработки
карантинных мероприятий <4>. В принятом в 1866 г. новом
российском Уставе о карантинах были учтены рекомендации
последующих международных санитарных конференций
(второй, Париж, 1859 г., и третьей, Константинополь,
1866 г.) <5>.
--------------------------------
<4> Карантин [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com.
<5> Там же.
Раздел 4 Устава Врачебного свода законов Российской
империи <6> именовался "Об учреждениях и мерах для
предупреждения и прекращения эпидемических болезней и о
карантинной страже". Анализ указанного раздела позволяет
выделить следующие виды карантинных учреждений,
существовавших в то время в России:
--------------------------------
<6> Свод законов Российской империи. Устав врачебный:
электронная версия издания. СПб.: Русское книжное
товарищество "Деятель", 1912. Спец. издание. М., 2008.
- постоянные морские карантинные учреждения (были
организованы по северному побережью Черного моря);
- морские врачебно-наблюдательные станции и пункты (были
организованы в г. Красноводске, Закаспийской области);
- сухопутные карантинные учреждения;
- временные карантины - учреждались по усмотрению
Министерства внутренних дел там, где это было
необходимо.
Карантинные учреждения объединялись в карантинные
округа; так, на Черноморском побережье предусматривалось
создание четырех округов: Одесского, Феодосийского,
Керченского и Кубанского.
Там, где на морской границе не было карантинных
учреждений, обязанности карантинного надзора исполняли
чины Отдельного корпуса пограничной стражи, которые
наблюдали лишь за тем, чтобы иностранные суда не
приставали к российским брегам и не допускали каких-либо
личных контактов. Сами же карантинные учреждения
находились в ведении МВД. Отметим, что в остальном
"попечение об охранении народного здоровья,
благовременное устранение всего того, что угрожает
здравию, и принятие единообразных мер к пресечению
болезней эпидемических и эпизоотических в губерниях и
уездах вверяется губернским (областным) правлениям и
уездным комитетам Общественного здравия". Последние
создавались с двоякой целью: предотвращение и пресечение
болезней и состояли "из местных начальников по каждому
управлению". При этом меры, которые применяли
вышеуказанные комитеты, именовались
врачебно-полицейскими <7>.
--------------------------------
<7> См.: ст. ст. 640 - 643 Устава врачебного.
Морские карантинные учреждения подразделялись на
карантины (карантинный порт и карантинный дом) и
карантинные агентства (первого и второго классов <8>).
--------------------------------
<8> Агентство второго класса состояло из помещения для
служащих, агентство первого класса помимо указанного
помещения располагало пассажирским отделением (см. ст.
857 Устава врачебного).
Сухопутные карантинные учреждения состояли только из
карантинного дома и подразделялись на сухопутные
карантины и заставы. Сухопутные карантины и заставы в
отношении приема и очищения прибывающих из-за границы
обозов, людей и пр. пользуются одинаковыми правилами, с
той только разницей, что первые имеют более обширный
круг действий, нежели заставы <9>.
--------------------------------
<9> Архангельский Г. Холерные эпидемии в Европейской
России в пятидесятилетний период 1823 - 1872. СПб., Мед.
деп. 1873. Цит. по: Антонович А.Я. Курс государственного
благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2
(оттиск из "Университетских известий", 1889 г.). Киев,
1890 [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".
В так называемое благополучное время на сухопутной
границе не полагалось никаких карантинных мер, однако
сухопутные карантинные учреждения возобновляли свои
действия при получении официального уведомления о
существовании в местах, близких к карантинам, чумы,
желтой лихорадки и холеры, и принимали меры аналогично
практике водных сообщений.
В карантинном доме различали две части - наружную
("практическую") и внутреннюю ("сомнительную"). Первая
из них была предназначена для людей, пользующихся
свободной практикой, а вторая - для людей и товаров,
подлежащих карантинным обрядам.
В составе карантинного порта имелись: комнаты для опроса
и медицинского освидетельствования, переговорная,
брандвахта, на которой постоянно находились офицер и
команда карантинной стражи, и прочие вспомогательные
помещения. Карантинная брандвахта представляла собой
"неподвижный форпост", т.е. не должна была отходить от
карантинного порта в открытое море.
На территории карантинного порта проводились опрос и
медицинское освидетельствование.
Опросу подвергалось любое приходящее судно. Основная
цель этой меры - установление общих карантинных условий,
в которых судно пришло в порт. В соответствии со ст.
1034 Устава врачебного, опрос производил специально
назначенный в соответствии с особыми инструкциями МВД
карантинный чиновник. "В обыкновенных случаях
опрашивается только шкипер или командир судна; в случае
же какого-либо сомнения или недоразумения производится
дознание о состоянии судна, причем опрашиваются все
судовые люди и пассажиры и, когда встретится к тому
надобность, судно подвергается осмотру, а экипаж и
пассажиры освидетельствованию" <10>. Указанные меры
осуществлялись карантинным врачом. Освидетельствование
лиц женского пола производилось повивальной бабкой, в
случаях, если штатным расписанием не предусматривалось
соответствующей должности, освидетельствование
проводилось "другою для сего назначаемою и снабжаемою
надлежащими постановлениями женщиною", под наблюдением
карантинного врача.
--------------------------------
<10> Статья 1035 Устава врачебного.
Особое внимание уделялось документальному оформлению
санитарно-эпидемиологического состояния пребывающих.
"Для официального удостоверения о благополучном или
неблагополучном состоянии здоровья, как в порту и его
окрестностях, откуда судно отправляется, так и на самом
судне", выдавался карантинный патент <11>.
--------------------------------
<11> Статья 1020 Устава врачебного (1866 г. Март 1,
уст., ст. 86).
Патент выдавался советом консулов (консулом) по форме,
утвержденной МВД, и должен был содержать точные сведения
о судне, экипаже, пассажирах и грузе, с обязательным
указанием на наличие (отсутствие) в порту, его
окрестностях, а также в близлежащих местностях, чумы,
желтой лихорадки ("желтой горячки") и азиатской холеры.
В соответствии со ст. 1023 Устава врачебного, патент
должен быть составлен "в выражениях определенных, не
возбуждающих никакого недоразумения, без подчисток".
Различали карантинные патенты двух родов: чистый и
нечистый. Чистый патент означал отсутствие трех
болезней, указанных выше в местности, откуда отправилось
судно. При этом патент мог быть чистым, даже в том
случае, если в карантинный лазарет уже поступили больные
с приходящих судов, лишь бы случаи этих болезней не были
зафиксированы в местности отправления судна (но данное
обстоятельство обязательно отмечалось в патенте).
Каждому судну выдавался один патент на весь рейс.
Интересен тот факт, что отправиться из порта было
необходимо в течение 48 часов с момента выдачи патента,
в противном случае патент считался недействительным. В
случае просрочки повторного консульского
засвидетельствования не требовалось, достаточно было
пометки карантинного управления.
Освобождение от "запасания" карантинным патентом
вводилось только в штатных условиях в зависимости от
государственной принадлежности, типа и характера
плавания судна. Так, например, германские суда при входе
в русские порты освобождались от предъявления патентов
<12>. Военные суда от такой обязанности не
освобождались, однако при наличии обстоятельств,
"требующих поспешного отплытия", письменное объявление
капитана о состоянии общественного здоровья в районе
порта отправления заменяло карантинный патент (ст.
1031).
--------------------------------
<12> Примечание к ст. 1020 Устава врачебного (1904 г.
Сентябрь 9, Собр. узаконений. 1952).
Свидетельствование патентов производилось консулом того
государства, куда судно отправляется, либо консулом той
страны, которой принадлежит судно, либо консулом
державы, участвующей в Международной карантинной
конвенции (ст. 1022), при этом в Устав вводились
специальные правила, предусматривающие особый порядок в
зависимости от рейса (порта назначения) и конкретного
судовладельца <13>.
--------------------------------
<13> Так, австрийскому пароходству Ллойд при совершении
рейсов между Триестом и портами Черного моря разрешалось
предъявлять санитарные патенты, засвидетельствованные в
Российском генеральном консульстве в Константинополе.
Данное положение было введено 23 августа 1895 г.
Высочайшим повелением.
Меры, которые применяло к нарушителям патентного режима
карантинное управление, назначались в зависимости от
обстоятельств, сопровождавших отход и плавание судна.
С начала XX в. патент стал называться "санитарным".
Словарное определение термина "санитарный" - относящийся
к санитарии (под санитарией понимали охрану и
поддержание общественной чистоты и здоровья населения)
<14>. Таким образом, на фоне совершенствования системы
санитарно-противоэпидемических мероприятий
совершенствовалась и терминология, о чем свидетельствует
переход к использованию более широкого межотраслевого
понятия. Первоначально используемый термин "карантинный"
(от карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni -
"сорок дней") - система мероприятий, проводимых для
предупреждения распространения инфекционных заболеваний
непосредственно из эпидемического очага и ликвидации
самого очага <15>), традиционно трактуется уже понятием
"санитарный".
--------------------------------
<14> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю.
Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. С. 605.
<15> Карантин [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com.
Отдельно остановимся на предупредительных
противоэпидемических мероприятиях, проводимых на местах,
которые именовались "предостерегательные против развития
повальных и прилипчивых болезней меры" (раздел 3, глава
1, отд. 1 Устава врачебного).
В соответствии с этим документом на местные власти
возлагались следующие обязанности:
- обязанность по информированию о появлении
соответствующих больных - возлагалась на местную
полицию, в сельской местности - на сельского старосту;
- освидетельствование и последующая изоляция лиц,
пребывающих в общественных местах с признаками
соответствующих заболеваний, - возлагались совместно на
полицию и врача, в сельской местности - на сельских
старост и волостных старшин. Освидетельствование
проводилось в присутствии двух свидетелей.
С 1837 г. для принятия предварительных мер к "остановлению
и пресечению повальных болезней" начали издаваться
"особые правила" <16>, т.е. ведомственные нормативные
правовые акты, определяющие порядок действий на местах.
--------------------------------
<16> См.: прим. к ст. 749 Устава врачебного.
Итак, Российское государство рассматривало пограничные
карантины не только как учреждения, предназначенные для
предупреждения завоза особо опасных инфекционных
("заразительных" <17>) болезней через границу, но и как
организацию, осуществляющую борьбу с эпидемиями внутри
страны. Выявление указанных болезней, в зависимости от
степени их общественной опасности, предусматривало
последующее применение разнообразных мер предупреждения
и пресечения.
--------------------------------
<17> См., напр.: Антонович А.Я. Курс государственного
благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2
(оттиск из "Университетских известий", 1889 г.). Киев,
1890 [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".
"Заразительными болезнями вообще называются болезни,
переходящие от больных к здоровым через общение одних с
другими. Особый вид их составляют эпидемические болезни,
происходящие от миазмов".
Устав 1866 г. регламентировал проведение ряда
карантинных мер, включающих выдачу карантинного патента,
"исполнение обрядностей вопросов и дознания", проведение
гигиенических мероприятий, обсервацию и карантин,
различные способы "очищения". Указанный Устав с
небольшими изменениями действовал в России до конца XIX
в. и почти полностью вошел в Устав врачебный. Вместо
коллегиального управления карантинами было введено
руководство одного лица - управляющего. Решение
отдельных спорных вопросов поручалось карантинному
совету, состоящему из представителей местной власти,
экспертов и консулов. Кроме того, вопросами организации
противоэпидемических мероприятий занимались комитеты
общественного здоровья, санитарный надзор осуществляли
городские и уездные врачи при активном содействии
местных властей.
Таким образом, постепенно в Российской империи в
рассмотренный период формировался врачебно-полицейский
надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических мер и
качеством жизни населения. Исторический анализ правового
положения карантинной службы может быть полезен для
практической деятельности органов, осуществляющих
контроль и надзор в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации.