Шалягина Е.В. Материальное положение и
служебная нагрузка судебных чиновников в дореволюционной
России (на примере Восточной Сибири)
// История государства и права. 2011. №8. С. 37-41.
Восточная Сибирь второй половины XIX - начала XX в.
(1861 - 1917 гг.) характеризуется стремительным
развитием производства. Создание и развитие Бодайбинской
золотопромышленной компании, Енисейского пароходства,
Транссибирской железнодорожной магистрали и других
капиталистических предприятий способствовали втягиванию
огромного края в общероссийский и мировой рынки.
Экономические новации в крае требовали соответственной
интеллектуальной инфраструктуры: просвещенных адвокатов,
судей, ученых-юристов и прочих специалистов
юриспруденции и правоохранительных органов Восточной
Сибири.
Именно во второй половине XIX в. большое число юристов с
университетским образованием были направлены в Восточную
Сибирь. Длительность их пребывания в регионе зависела от
ряда обстоятельств: степени служебной нагрузки,
материального положения в суровых условиях сибирского
края и пр.
Рассматривая вопрос текучести чинов судебного ведомства
в Восточной Сибири в XIX - начале XX в., необходимо
прежде всего отметить, что вознаграждение за службу
судебных деятелей в Сибири и их материальное положение
было очень низким, в то время как нагрузка по
исправлению дел была достаточно велика.
Так, для членов уголовных отделений окружного суда
европейской России приведенные цифры немного возросли по
сравнению с периодом 1897 - 1899 гг., когда на каждого
члена уголовного отделения приходилось 599 поступивших и
590 оконченных дел. В Сибири же, в Иркутском, Якутском,
Красноярском, Читинском, Благовещенском,
Владивостокском, Тобольском и Томском окружных судах, по
сравнению со средними данными за двухлетний период с
1898 по 1899 г., когда на каждого члена суда приходилось
по 1191 поступившему делу и по 1093 оконченных, эти
цифры значительно снизились. Это объясняется
существенным увеличением штатов в сибирских судах в 1900
г. <1>.
--------------------------------
<1> Езерский Н. Обремененность должностных лиц судебного
ведомства в 1900 г. по сведениям статистического отдела
Министерства юстиции // Журнал Министерства юстиции.
1902. N 5. С. 194 - 195.
Отметим, что нормой нагрузки члена окружного суда, как и
члена судебной палаты, Министерством юстиции было
определено 512 дел. Поэтому можно сказать, что к 1900 г.
нагрузка в сибирском суде превышала среднее количество
дел, принятое за норму. Несмотря на это, деятельность
членов уголовных отделений окружных судов была успешной,
так как количество дел, оконченных почти на 100%,
равнялось числу дел поступивших. В Иркутском окружном
суде отношение дел оконченных к поступившим составляло
95%. Среди судов, члены которых были наиболее обременены
делами важнейшей категории, можно выделить Одесский,
Виленский, Киевский, Варшавский и Иркутский окружные
суды <2>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 193 - 194.
Таким образом, в Восточной Сибири (Иркутское
генерал-губернаторство) II половины XIX в. число
возникавших дел для наличного состава судов было
значительным. Это было связано с тем, что с самого
начала штаты судов были недостаточными. Деятелям новых
судебных установлений пришлось уделять много времени на
разбор и решение дел, оставшихся от "старых" судов.
"Судебная газета" 1899 г. писала: "Новые суды были
буквально завалены делами, справиться с которыми не
представлялось возможности новым деятелям", "имеются все
основания думать, что с течением времени это количество
еще увеличится" <3>.
--------------------------------
<3> Об увеличении штатов судебных установлений в Сибири
// Судебная газета. 1899. N 47. С. 3.
Не только центральные периодические издания и сибирские
газеты на своих страницах обсуждали эту волнующую тему,
представители законодательной власти также очень хорошо
понимали существующую проблему. Поэтому увеличение
штатов сибирских судов и повышение содержания их членов
длительное время были первоочередными задачами
государства.
В 1900 г. состав судов был увеличен: в Красноярском и
Иркутском окружных судах на четыре члена суда в каждом,
а также на одну и две должности товарища прокурора
соответственно; в Читинском и Благовещенском - на одного
члена суда. В состав Владивостокского окружного суда
были введены должности судебного следователя и товарища
прокурора. Также введены дополнительные должности
участковых мировых судей: в Енисейской губернии - семь,
в Иркутской - шесть, в Забайкальской области - четыре, в
Амурской - одна <4>.
--------------------------------
<4> Там же. С. 4.
Несмотря на благоприятную ситуацию по количественной
нагрузке судей в сибирских судах на 1900 г., она в
последующее время стала меняться. Число уголовных и
гражданских дел постоянно возрастало. И.Г. Щегловитов в
1910 г. в "Объяснительной записке к проекту министра
юстиции об усилении штатов некоторых судебных
установлений" отметил проблемные моменты в деятельности
Иркутской судебной палаты, возникающие в связи с
возрастающей нагрузкой ее членов. Общей нормой,
определяющей возможное число рассматриваемых уголовным
департаментом дел ежегодно, министром юстиции была
определено количество 500 дел, в том числе 100 дел,
относящихся к важнейшей категории. В период с 1906 по
1908 г. среднее количество поступающих уголовных дел в
Иркутской судебной палате равнялось 863 ежегодно, из
которых 516 относились к делам важнейшей категории. На
каждого из 4 членов уголовного департамента приходилось
по 216 дел в год, в том числе 129 важнейшей категории.
По гражданскому ведомству в этот период число дел
достигало ежегодно в среднем до 604, из них 211
важнейших. Следовательно, нагрузка каждого члена
гражданского департамента составляла около 302 дел в
год, в том числе 106 важнейшей категории, при принятой
норме в 150 дел. И.Г. Щегловитов счел необходимым
добавить дополнительно в штат палаты три должности, но
только в 1912 г. Иркутская судебная палата получила две
должности <5>.
--------------------------------
<5> Курас Т.Л. Иркутская судебная палата (1897 - 1917):
Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 113 - 114.
Несмотря на квартирные деньги, получаемые из
государственного казначейства по штатам и особым
назначениям, а также добавочное содержание (канцелярские
расходы и др.), вознаграждение за ответственный труд
судебных чиновников и чинов полиции было низким из-за
дороговизны жизни в сибирских краях.
"Судебными установлениями" (1892 г.) и "Временными
штатами судебных установлений в губерниях и областях
Сибири" (13 мая 1896 г.) было определено следующее
содержание чинам судебного ведомства (табл. 1):
Таблица 1. Денежное содержание и классы должностей чинов
судебного ведомства Сибири <6>
Наименование должностей
Класс
Оклад ежегодного содержания каждого(в руб.
серебром)
Жалованья
Столовых
Квартирных
Всего
Старший председатель судебной палаты
IV
3000
1500
1500
6000
Председатель департамента судебной палаты
IV
3000
1000
1000
5000
Председатель окружного суда
IV
2500
1000
1000
4500
Товарищ председателя окружного суда
V
2000
750
750
3500
Член судебной палаты
V
2000
750
750
3500
Член окружного суда
V
1200
500
500
2200
Мировой судья
1200
500
500
2200
Судебный следователь
VI
1000
500
1500
Прокурор судебной палаты
IV
3000
1000
1000
5000
Товарищ прокурора судебной палаты
V
2000
1000
1000
4000
Прокурор окружного суда
V
2000
750
750
3500
Товарищ прокурора окружного суда
VI
1000
500
500
2000
Секретарь судебной палаты
VII
1000
400
400
1800
Секретарь окружного суда
VIII
600
300
300
1200
Секретарь при прокуроре судебной палаты
VIII
900
300
300
1500
Секретарь при прокуроре окружного суда
VIII
500
250
250
1000
Судебный пристав при окружном суде
VIII
300
150
150
600
--------------------------------
<6> Учреждение судебных установлений. Т. 16. Ч. I. 1892.
С. 54 - 56. Временные штаты судебных установлений в
губерниях и областях Сибири // Домерщиков М.П. Временные
правила в применении судебных уставов в губерниях и
областях Сибири с законодательными мотивами и
разъяснениями. СПб., 1897. С. 38.
Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что размер
вознаграждения судебных чинов был невысокий. Комиссия по
пересмотру законоположений по судебной части обратила
внимание на существенные отличия в условиях жизни разных
районов Российской империи. В связи с этим
предполагалось установить различный размер содержания
для столиц, крупных городов, губернских городов и уездов
и отдаленных местностей. Важным и желательным моментом
стало назначение прибавок к окладам содержания. Прибавки
некоторое время могли заменить повышение и тем
удерживать на судебной службе опытных деятелей. Членам
окружного суда предполагалась прибавка содержания за
выслугу в Сибири в размере 450 руб., а участковым судьям
- 250 руб. по прошествии каждого из двух первых
пятилетий службы. Кроме того, в городах, где "условия
жизни наиболее дорогие" (столицы, Варшава, Иркутск,
Киев, Одесса, Рига, Ташкент, Омск и Харьков), участковые
судьи, члены окружного суда и товарищи прокурора
получают добавочные квартирные деньги в размере 300
руб., а высшие чины судебного ведомства - 600 руб. <7>.
--------------------------------
<7> Положение судей по проекту новой редакции (оклады)
// Судебная газета. 1900. N 30. С. 1.
Первоначально жалованье судебным чинам Сибири определено
было в шестидесятых годах XIX в. и было достаточным при
экономических условиях того времени. Однако в Сибири,
особенно в больших городах, оно оставалось неизменным
долгое время, несмотря на удорожание жизни. Из этого
жалованья делались огромные вычеты - обязательные и
полуобязательные, периодические и единовременные.
Поэтому забота о насущном хлебе, о воспитании детей и
т.п. постоянно висела дамокловым мечом над работниками
правоохранительной сферы, мешая сосредоточиться на
исполнении тяжелых и ответственных судебных
обязанностей, угрожая священным основам правосудия <8>.
--------------------------------
<8> Гессен И.В. Судебная реформа // Судебная реформа в
прошлом и настоящем. М.: Статус. РАП, 2007. С. 368.
Вопрос о необходимости повышения содержания должностным
лицам судебного ведомства Сибири поднимался
правительством Российской империи на заседаниях
Высочайше учрежденной комиссии по пересмотру
законоположений по судебной части. При этом особое
внимание обращено на крайне безобразное положение всех
членов окружных судов, живущих на одно жалованье, и было
принято решение увеличить им содержание. В начале 1898
г. статс-секретарь Н.И. Муравьев испрашивал Высочайшее
соизволение на представление предложений по данному
вопросу на рассмотрение Государственного Совета.
Государь император на всеподданнейшем докладе министра
юстиции 13 марта 1898 г. собственноручно начертал:
"Вполне разделяю Ваши предложения по этому насущному и
действительно справедливому вопросу". Статс-секретарь
Министерства финансов С.Ю. Витте уведомил, что не
отрицает недостаточность окладов членов окружного суда и
разделяет желание их усилить. Однако, по его мнению,
расходы по Министерству юстиции за последние пять лет
возросли с 25310830 руб. (в 1893 г.) до 29253177 руб.
(по смете 1898 г.). С.Ю. Витте полагал, что Комиссия по
пересмотру законоположений по судебной части должна
рассматривать вопрос о повышении размера содержания
также всем другим чинам судебного ведомства. По его
мнению, этого можно было бы добиться при соответственном
увеличении судебных доходов. С такой постановкой вопроса
не согласился министр юстиции. Судебные доходы в 1897 г.
превысили 17000000 руб., а общая сумма поступающих в
казну при участии лиц судебного ведомства гербовых
сборов и пошлин составила 34000000 руб. По мнению
министра юстиции, повышение содержания членам окружных
судов составляло безотлагательную проблему, решение
которой не могло откладываться на более или менее
продолжительное время. К его мнению присоединились
Соединенные департаменты законов, государственной
экономии и гражданских и духовных дел, и в силу
Высочайше утвержденного 18 января 1899 г. мнения
Государственного совета с 1 января 1899 г. было
учреждено 122 добавочных оклада членам окружных судов, а
с 1 января 1900 г. увеличение коснулось 562 окладов <9>.
В первую очередь увеличение окладов должно было
вводиться в тех местностях империи, где улучшение
положения членов окружных судов является особенно
необходимым: сто одиннадцать добавочных окладов в
округах Тифлисской и Иркутской судебных палат и
Тобольском окружном суде, а одиннадцать - в округах
Омской и Ташкентской судебных палат, Туркестанском крае
и степных областях. Пятьсот шестьдесят два оклада были
введены в течение 1900 и 1901 гг. Таким образом, через
два-три года все члены окружных судов должны были иметь
оклад в 2700 руб., а в столицах - 2800 руб. <10>. С
начала 1900 г. в Сибири сверх положенного по штату
содержания были введены добавочные оклады судебным
следователям Тобольского, Томского и Красноярского
окружных судов по 200 руб.; Иркутского, Якутского,
Читинского, Благовещенского и Владивостокского окружных
судов (за исключением судебного следователя на о.
Сахалин) - по 500 руб.; участковым мировым судьям
Тобольской, Томской и Енисейской губернии - по 300 руб.;
Иркутской губернии и Якутской, Забайкальской, Амурской и
Приморской областей - по 600 руб. <11>. К примеру, к
1914 г. член Красноярского окружного суда, статский
советник Н.В. Лавров, прослуживший к этому времени в
судебном ведомстве двадцать четыре года, получал
содержание 3300 руб.; мировой судья г. Якутска,
титулярный советник Н.М. Полицинский, достигший
двадцатилетнего стажа службы, - 3250 руб.; член
Якутского окружного суда, коллежский асессор М.Н.
Шведов, прослуживший на судебном поприще пятнадцать лет,
- 4650 руб.; член Читинского окружного суда, коллежский
асессор С.Н. Раевский - 3300 руб.; судебный пристав
Читинского окружного суда, коллежский асессор П.Ф.
Маньковский, имеющий к 1905 г. стаж двадцать семь лет, -
800 руб. <12>.
--------------------------------
<9> Министерство юстиции за 100 лет. 1802 - 1902.
Исторический очерк. СПб., 1902. С. 257 - 258.
<10> Об увеличении окладов содержания членам окружных
судов // Судебная газета. 1899. N 6. С. 1 - 2.
<11> Об увеличении штатов судебных установлений в Сибири
// Судебная газета. 1899. N 47. С. 4.
<12> ГАИО. Ф. 246, оп. 6, д. 47, л. 11; д. 54, л. 12; д.
62, л. 4.
Несмотря на тенденцию к увеличению дополнительного
содержания представителям правоохранительных органов по
сравнению с периодом начала судебной реформы в Сибири,
его размер оставался низким. Такой низкий уровень
вознаграждения не мог возмещать расходы на
удовлетворение необходимых потребностей, к тому же жизнь
в Сибири с каждым годом дорожала.
Невысокие оклады должностных лиц судебных установлений
подталкивали представителей власти назначать денежные
пособия и дополнительные выплаты, чтобы как-то
стимулировать труд государственных служащих. В
Министерство юстиции и Министерство внутренних дел
нередко направлялись ходатайства и прошения о назначении
денежных пособий через старшего председателя Иркутской
судебной палаты и ее прокурора. Средства выдавались
индивидуально только самым нуждающимся, а также при
наличии больших заслуг. К примеру, вдове мирового судьи
1-го участка Ачинского уезда коллежского асессора А.Г.
Янишевского, оставшейся после смерти мужа без средств
существования с малолетней дочерью, было выплачено из
казначейства пособие на возмещение издержек на
погребение мужа в размере 150 руб. и единовременное
пособие в размере 600 руб. Члену Красноярского окружного
суда Троицкому в 1905 г. назначено денежное пособие в
размере 200 руб. Члену Иркутского окружного суда
статскому советнику Водолагину определено пособие на
лечение сердечного припадка и воспитание троих детей в
размере 300 руб. из капитала имени статс-секретаря Н.В.
Муравьева. Мировой судья 4-го участка г. Иркутска
Савицкий в 1905 г. получил денежное пособие в размере
150 руб. <13>.
--------------------------------
<13> ГАИО. Ф. 246, оп. 6, д. 54, л. 54, 60, 68, 71.
Таким образом, чинам судебных ведомств Восточной Сибири
приходилось осуществлять свою деятельность в весьма
сложных условиях, обусловленных обширностью территорий
края, невысокими размерами оплаты их труда и весьма
значительной нагрузкой. Но главной трудностью была
бытовая неустроенность: в уездных городах и селах сложно
было найти подходящее жилье, низкое жалованье в условиях
сибирской дороговизны позволяло лишь сводить концы с
концами.
Объем обязанностей, возлагаемых на следственные органы,
судей и лиц прокурорского состава, был достаточно велик,
что негативно сказывалось на методах и результатах
работы, приводило к распылению сил и средств. Однако их
деятельность была значимой и эффективной, и они с
должным усердием выполняли стоящие перед ними задачи по
охране общественного порядка, спокойствия и
безопасности, заботясь о предупреждении и пресечении
преступлений в крае.
Список использованной литературы
1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Фонд
246. Иркутская судебная палата. Оп. 6, д. 54, 60, 68,
71.
2. Езерский Н. Обремененность должностных лиц судебного
ведомства в 1900 г. по сведениям статистического отдела
Министерства юстиции // Журнал Министерства юстиции.
1902. N 5. С. 193.
3. Об увеличении штатов судебных установлений в Сибири
// Судебная газета. 1899. N 47. С. 3.
4. Положение судей по проекту новой редакции (оклады) //
Судебная газета. 1900. N 30. С. 1.
5. Об увеличении окладов содержания членам окружных
судов // Судебная газета. 1899. N 6. С. 1 - 2.
6. Гессен И.В. Судебная реформа // Судебная реформа в
прошлом и настоящем. М.: Статус. РАП, 2007. С. 415.
7. Министерство юстиции за 100 лет. 1802 - 1902.
Исторический очерк. СПб., 1902. С. 257 - 258.
8. Учреждение судебных установлений. Т. 16. Ч. I. 1892.
С. 54 - 56. Временные штаты судебных установлений в
губерниях и областях Сибири // Домерщиков М.П. Временные
правила в применении судебных уставов в губерниях и
областях Сибири с законодательными мотивами и
разъяснениями. СПб., 1897. С. 38.
9. Курас Т.Л. Иркутская судебная палата (1897 - 1917):
Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 113 - 114.