Иванов А.А.
Нормативно-правовая регламентация контрразведывательной
деятельности на Севере России в 1918 - 1920 гг.
// История государства и права.
2011. №13. С. 8-9.
Начало Гражданской войны на Русском Севере связано с
событиями августа 1918 г., когда после антисоветского
переворота в Архангельске была образована
антибольшевистская Северная область, во главе которой
стало Верховное управление. С первых дней своего
существования данный орган развернул активную работу по
созданию вооруженных сил для свержения власти
большевиков на всей территории России. При этом
исповедуемый белогвардейскими лидерами подход к
формированию армии предполагал отказ от использования
многих дореволюционных принципов российской воинской
организации, вследствие чего контрразведывательная
служба стала заложницей их политических убеждений.
К этому моменту органы по борьбе со шпионажем на Севере
были представлены Архангельским Военно-морским
контролем, образованным на основе контрразведывательного
отделения флотилии Северного Ледовитого океана. Во главе
данного учреждения стоял коллежский асессор М.К. Рындин,
назначенный на эту должность еще в июле 1917 г. <1>.
Несмотря на то что работники флотской контрразведки
приняли активное участие в свержении власти большевиков,
на них обратили внимание лишь по прошествии нескольких
месяцев - в ноябре 1918 г. Толчком к этому послужило
свержение Верховного управления и его замена на
Временное правительство Северной области (ВПСО), не
стремившееся отринуть опыт Российской империи в сфере
создания вооруженных сил.
--------------------------------
<1> Российский государственный архив Военно-Морского
Флота (РГА ВМФ). Ф. 418. Оп. 2. Д. 179. Л. 235.
В итоге Архангельский Военно-морской контроль был
преобразован в Военно-регистрационное отделение (ВРО),
напрямую подчинявшееся главнокомандующему русскими
войсками на Севере. Законодательную основу
контрразведывательной работы на территории Белого Севера
составили статьи Уголовного уложения Российской империи
1903 г., Воинского устава о наказаниях и Устава
уголовного судопроизводства <2>. Тем самым основные
законодательные нормы в сфере борьбы с
разведывательно-диверсионной деятельностью, по сути,
представляли собой механические заимствования уголовных
законов Российской империи. Причиной этого был тот факт,
что на Европейском Севере в значительной степени
наблюдалась эксплуатация дореволюционного опыта Белым
движением - это было характерно для различных сфер
государственного, общественного и военного управления.
--------------------------------
<2> РГА ВМФ. Ф. Р-431. Оп. 1. Д. 577. Л. 5 об.
Однако все перечисленные документы не учитывали тот
факт, что в условиях Гражданской войны служба военной
контрразведки постепенно трансформировалась в
военно-политическую, поэтому ее базовые функции
претерпели изменения. Помимо выполнения своих основных
обязанностей: противодействия сбору секретной информации
вражеской агентурой, предотвращения терактов и диверсий
и т.д., добавились наблюдение за политическим
настроением войск и борьба с большевистской агитацией
среди солдат. Для наиболее эффективного выполнения
указанных задач за основу нормативно-правового было
взято Временное положение о правах и обязанностях чинов
сухопутной и морской контрразведки по производству
расследований <3>, разработанное еще летом 1917 г.
именно с целью передачи контрразведке ряда функций
политического сыска.
--------------------------------
<3> Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.
40313. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 - 2 об.
Задачами ВРО были определены: борьба с неприятельским
шпионажем, охрана складов, военных объектов, путей
сообщения и мест дислокации воинских частей, а также
осуществление контроля за перемещением населения по
территории области <4>. Таким образом, спецслужбы Белого
Севера не пошли по пути инноваций, а взяли на вооружение
успешно действовавший документ, дополнив его рядом
инструкций. Утверждение данного Положения вполне могло
быть связано и с тем, что на его основании до осени 1918
г. действовали контрразведывательные органы
антибольшевистского движения в Сибири <5>, соединение с
которым являлось одной из основных задач Северной армии.
--------------------------------
<4> РГВА. Ф. 39450. Оп. 1. Д. 151. Л. 95 - 95 об.
<5> РГВА. Ф. 39617. Оп. 1. Д. 54. Л. 19.
Существенной особенностью Временного положения было
серьезное расширение прав контрразведчиков по сравнению
с дореволюционным периодом, что позволяло им
осуществлять весь комплекс следственных мероприятий в
области борьбы со шпионажем. Данный документ наиболее
точно соответствовал утвердившейся на Севере
правоохранительной и судебной системе, поскольку в нем
оговаривались формы взаимодействия контрразведки с
милицией и прокуратурой, также воссозданными ВПСО
практически в неизменном с 1917 г. виде. Это было тем
более важно, если учесть, что именно милицейские
работники должны были выдавать чинам ВРО ордера на
задержание подозреваемых на основании официального
требования контрразведчиков <6>.
--------------------------------
<6> РГВА. Ф. 40313. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 об.
Кроме того, еще одним элементом нормативно-правовой базы
функционирования Военно-регистрационных органов были
приказы главнокомандующего, генерал-губернатора Северной
области и начальника ВРО М.К. Рындина. К примеру, по
Постановлению генерал-губернатора от 11 октября 1918 г.
был определен срок наказания за опубликование в открытой
печати ложных сведений по поводу положения на фронте -
он составлял до 8 месяцев заключения. В ноябре того же
года генерал-губернатор возложил на контрразведку выдачу
пропусков на выезд в Архангельск и прифронтовую полосу
<7>.
--------------------------------
<7> РГВА. Ф. 39450. Оп. 1. Д. 46. Л. 85.
При анализе нормативно-правового обеспечения
военно-контрольных органов антибольшевистской Северной
области нельзя не обратить внимание на различные
инструкции ее сотрудникам, определявшие и уточнявшие
методы их работы, правила поведения в определенных
ситуациях и т.д. Первой из них стала Инструкция чинам
Военно-регистрационного Отделения на кордонах. Будучи
оторваны от центральных органов управления,
контрразведчики на местах нуждались в четких
алгоритмизированных установках во избежание втягивания в
непрофильные сферы деятельности, вследствие чего и
появилась Инструкция. Ее пункты также касались в
основном правил проверки документов <8>, а значит, для
сотрудников контрразведки на кордонах, по мысли Рындина,
превалирующими были не агентурные, а безагентурные
методы.
--------------------------------
<8> РГВА. Ф. 39450. Оп. 1. Д. 46. Л. 5.
Стоит заметить, что вышеупомянутая Инструкция была
составлена после проведенной заведующим наружной службой
наблюдения К.В. Малышевым инспекции контршпионской
службы Селецкого войскового района. Его резолюция была
неутешительной: "При обозрении Селецкого района
усматривается масса дорог и тропинок, по которым весьма
и весьма часто пробираются сюда агенты-разведчики
(большевики), что, конечно, влечет и уже влекло массу
печальных для нас последствий. Все это я лично
приписываю исключительно тому, что здесь нет буквально
никакого контроля ни на дорогах, ни в местностях, где
можно пробраться и отсюда к большевикам и обратно" <9>.
Данное мнение сыграло одну из решающих ролей при
утверждении ряда положений Инструкции, что
свидетельствовало об активном участии агентов ВРО в
корректировке собственной нормативно-правовой базы.
--------------------------------
<9> РГВА. Ф. 39450. Оп. 1. Д. 4. Л. 16.
В дальнейшем после трансформации Военно-регистрационного
отделения в одноименную службу в апреле 1919 г. на
вооружение контрразведчиков поступила и Инструкция по
руководству агентурой, согласно которой "Основаниями к
агентскому исследованию и дальнейшему дознанию могут
служить: 1) личные наблюдения агентов; 2) сообщения
официальных мест и лиц; 3) сообщения частных лиц; 4)
анонимные сообщения" <10>. Несмотря на кажущуюся
простоту, следует заметить, что такая классификация
источников информации в последующие годы фигурировала
почти в неизменном виде в трудах признанных классиков
контрразведывательной теории и практики: Н.С. Батюшина
<11>, С.С. Турло и И.П. Залдата <12> и др. Кроме того,
Инструкция определяла и основополагающие требования к
секретным агентам: "...практика показала, что наиболее
ценные услуги в этой области дали люди, обладающие
известным образовательным цензом, работающие во имя
моральных побуждений и притом хотя бы несколько
независимые по своему имущественному положению" <13>.
--------------------------------
<10> РГВА. Ф. 40313. Оп. 1. Д. 1.
<11> Батюшин Н.С. Тайная военная разведка и борьба с
ней. М.: X-history, 2002. 259 с.
<12> Турло С.С., Залдат И.П. Шпионаж. М.: X-history,
2002. 408 с.
<13> РГВА. Ф. 40313. Оп. 1. Д. 1. Л. 38.
Аналогичным образом утвержденные Рындиным нормативные
документы определяли и круг лиц, являвшихся
первоочередными объектами оперативной проверки: "В
списки "сомнительных" заносят не только
скомпрометированных лиц из наличного состава населения,
но и выбывших как во внутрь Северной области, так и за
линию фронта при свержении советской власти или
впоследствии" <14>. Тем самым круг потенциально
неблагонадежных граждан был изначально ограничен, что
позволяло контрразведчикам не тратить силы и средства на
безосновательное наблюдение за простыми обывателями. К
слову, практика составления списков "сомнительных"
личностей органами контрразведки восходила к периоду
мировой войны <15>, когда в аналогичные списки
заносились прогермански настроенные граждане Российской
империи.
--------------------------------
<14> РГВА. Ф. 40313. Оп. 1. Д. 1. Л. 39.
<15> Седунов А.В. Губернская администрация и
контрразведка Северного фронта в годы Первой мировой
войны // Вестник молодых ученых. Серия "Исторические
науки". 2005. N 1. С. 29
Таким образом, на территории Белого Севера была создана
многоуровневая система нормативно-правового обеспечения
контрразведывательной деятельности, каждый элемент
которой происходил из своего источника. Законодательство
о шпионаже было заимствовано у Российской империи,
правила работы ВРО - у Временного правительства,
повседневные вопросы решались на основе приказов
военного руководства региона, а также внутренних
инструкций и распоряжений. Несмотря на разнородность
нормативной базы, в большинстве представленной
документами 1903 - 1917 гг., она составлялась не только
согласно идеологии белогвардейского режима, но и для
оптимального соответствия созданной на Севере системе
государственного и военного управления, преодоления
стоявших перед антибольшевистскими войсками угроз.