Савченко С.Н. Войсковые круги и
становление самоуправления в дальневосточных казачьих
войсках после Февральской революции 1917 г.
// История государства и права. 2011. №21. С. 25-29
В Российской империи богатейшие традиции самоуправления
(в период военной демократии) имели старейшие казачьи
войска - Донское, Терское, Кубанское, Сибирское,
Уральское. После полного подчинения казачества
центральной власти, с первой половины XVIII в. произошло
резкое ограничение казачьего самоуправления, и к началу
XX в. казачьи войска управлялись согласно
законодательству Российской империи, а не по старым
казачьим традициям.
Дальневосточные казачьи войска (далее - ДКВ)
(Забайкальское казачье войско (далее - ЗКВ), Амурское
казачье войско (далее - АКВ) и Уссурийское казачье
войско (далее - УКВ), образованные императорскими
указами в середине XIX в., не обладали сложившимися
сословными традициями и не имели необходимого опыта
самоуправления. В этих войсках не существовало
представительных органов в лице войсковых кругов или
сходов, высшие должностные лица - наказные атаманы и
члены войсковых правлений не избирались, а назначались.
Исключение представляли лишь выборные органы местной
станичной и поселковой (хуторской) власти, введенные
после 1870 г. в результате реформы общественного
управления в казачьих войсках России. На местах главным
органом управления являлся станичный сход, избиравший
станичное правление и атамана, которые затем
утверждались войсковым правлением. Органы казачьего
самоуправления избирались и в поселках.
Первые предложения о проведении казачьих съездов и
перемен в самоуправлении ДКВ прозвучали под влиянием
событий первой русской революции. Казаки, заявляя, что
назначаемые члены войсковых правлений зачастую не знают
казачьих обычаев и традиций, ходатайствовали об
учреждении войсковых сходов, которые избирали бы
выборные войсковые правления <1>. В 1905 г. в УКВ
высказывались о созыве (на основе Манифеста от 17
октября 1905 г.) общего войскового схода, который
"рассмотрит многие насущные нужды казачества <2>. В
январе 1906 г. Полтавский станичный сход поставил вопрос
о проведении войскового схода УКВ, не подводя под него
политической подоплеки. Однако движение по созыву схода
было ликвидировано, его вдохновители были наказаны <3>.
Первый войсковой съезд АКВ, проходивший в Благовещенске
в конце 1905 - начале 1906 г., постановил ликвидировать
казачье сословие и снять с казаков целый ряд
повинностей. Позже делегаты съезда были арестованы и
приговорены к различным мерам наказания <4>. Казаки ЗКВ
в 1905 - 1906 гг. также принимали активное участие в
революционных событиях в Забайкалье.
--------------------------------
<1> Далекая окраина. 23.03.1917.
<2> Приамурские ведомости. 25.12.1905.
<3> Далекая окраина. 23.03.1917.
<4> Малышев В.П. Борьба за власть Советов на Амуре.
Благовещенск, 1961. С. 32 - 33.
Февральская революция 1917 г. восстановила в казачьих
войсках России основы сословно-представительной
демократии - традиционные (т.е. выборные снизу доверху)
формы самоуправления. Этот процесс происходил по
инициативе самого казачества, и Временному правительству
пришлось мириться с подобным положением дел, хотя оно и
стремилось поставить ситуацию под свой контроль.
Войсковые круги и съезды казачьих войск России уже
весной 1917 г. стали закладывать правовую базу под
выделение казачества как особого сословия, внося в
положения о самоуправлении те пункты, которые позволяли
значительно расширить возможности местного казачьего
законодательства.
После Февральской революции наиболее радикальные события
произошли в УКВ. Проходивший 11 - 13 марта в
Никольске-Уссурийском 1-й войсковой сход, созванный по
инициативе "снизу", объявив, что является высшим органом
управления войском, сместил наказного атамана генерала
В.А. Толмачева и членов войскового правления. Сход в
качестве своего исполнительного органа избрал Временный
исполнительный комитет (далее - ВИК). Станичные и
поселковые правления упразднялись, управление
передавалось в станичные и поселковые комитеты <5>.
Декларировав, что казачество как особое сословие должно
быть ликвидировано и объединиться с остальным
населением, сход отложил решение этого вопроса до созыва
Учредительного собрания <6>.
--------------------------------
<5> Российский государственный исторический архив
Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). Ф. 149. Оп. 1. Д.
231. Л. 4 - 5; Далекая окраина. 07.04.1917.
<6> Далекая окраина. 16.03.1917; Приамурские ведомости.
18.03.1917.
Ввиду фактического непризнания Временным правительством
итогов 1-го войскового схода и избранных им органов
власти, ВИК в марте восстановил должность наказного
атамана, временно возложив ее на своего председателя
есаула Н.Л. Попова, и образовал войсковое правление,
председателем которого также стал Попов. На ВИК
возлагалось наблюдение за правильностью ведения дел <7>.
--------------------------------
<7> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 231. Л. 50, 108.
К середине марта относится появление очень важного для
казачества России документа об управлении и
самоуправлении казачьих войск при новом строе. 14 марта
Приказом N 134 военный министр А.И. Гучков уведомил о
намечавшихся Временным правительством изменениях в
отношении гражданского управления казачьего населения.
Приказ предусматривал реорганизацию местного управления
казачьими войсками на началах самого широкого
самоуправления. Для этого предлагалось созвать съезды
выборных от станиц (по примеру существовавшего в
Уральском казачьем войске), на которые, кроме участия их
в обсуждении текущих местных дел, предполагалось
возложить обсуждение основ будущего самоуправления как
казачьих войск в целом, так и казачьих станичных,
поселковых и хуторских общин <8>.
--------------------------------
<8> Уссурийский край. 21.03.1917. Однако отмечалось, что
съезд выборных от станиц Уральского казачьего войска мог
высказываться лишь по второстепенным вопросам, а его
решения вступали в силу только после утверждения
наказным атаманом, который сосредоточивал в своих руках
всю власть. Он же назначал и станичных атаманов (см.:
Футорянский Л.И. Борьба за массы трудового казачества в
период перерастания буржуазно-демократической революции
в социалистическую (март - октябрь 1917 г.): Учебное
пособие. Оренбург, 1972. С. 56).
После этого Гучков предложил казачьим войскам
подготовить материалы по переустройству жизни казачества
и представить для доклада на Всероссийском казачьем
съезде в Петрограде <9>. Этим Временное правительство
приступило к сбору материалов для внесения изменений в
казачье законодательство по самоуправлению, несению
воинской службы, аграрному вопросу и др.
--------------------------------
<9> Государственный архив Амурской области (далее - ГААО).
Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 116. Л. 12.
Перемены в ДКВ продолжались. Проходивший в Благовещенске
в марте - апреле 2-й войсковой съезд АКВ отстранил от
власти наказного атамана и председателя войскового
правления полковника В.С. Филинова, войсковое правление
сделал выборным. Во главе войска стал Совет, избранный
всеми 11 станичными округами. Станичные правления
переименовывались в комитеты общественной безопасности
(далее - КОБы), там, где станичные правления не
пользовались доверием, производились перевыборы <10>.
--------------------------------
<10> Государственный архив Хабаровского края (далее -
ГАХК): Научно-справочная библиотека (далее - НСБ).
Протокол от 24 марта 1917 г. N 4 // Протоколы 2-го
съезда Амурского казачьего войска; Благовещенску 100 лет
(1858 - 1958): Сб. док. и мат. Благовещенск, 1959. N
125; Футорянский Л.И. Указ. соч. С. 66; Шиндялов Н.А.
Октябрь на Амуре. Установление Советской власти в
Амурской области. Март 1917 г. - апрель 1918 г.
Благовещенск, 1973. С. 52; Амурское эхо. 24.03.1917.
Кругу была объявлена телеграмма А.И. Гучкова о
подготовке материалов для проведения реформ в казачьем
законодательстве. Делегаты заявили, что будут
сотрудничать с Всероссийским казачьим съездом и
Всероссийским казачьим союзом, если их деятельность не
будет противоречить общегосударственным интересам.
Попытка съезда и Союза действовать в узкоказачьих
интересах поддержки у амурских казаков не встретит <11>.
--------------------------------
<11> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 116. Л. 12, 16; ГАХК. НСБ.
Протокол N 10 от 11 апреля 1917 г. // Протоколы 2-го
съезда Амурского казачьего войска.
Председателем войскового правления и наказным атаманом
АКВ был избран член Государственной Думы И.М. Гамов.
Съезд выступил за будущее слияние казачества и
крестьянства. При войсковом правлении был образован
исполнительный комитет. Завершив свою работу, 2-й съезд
разрешение "маловажных вопросов" предоставил
исполнительному комитету и войсковому правлению <12>.
--------------------------------
<12> ГАХК. НСБ. Протоколы N 20 и 23 от 20 и 22 апреля
1917 г. // Протоколы 2-го съезда Амурского казачьего
войска.
Большую роль в становлении новых властных структур в УКВ
сыграл 2-й войсковой круг, проходивший в апреле в
Никольске-Уссурийском. Круг избрал Н.Л. Попова войсковым
атаманом (он же председатель войскового правления) и
войсковой совет (он же войсковое правление) <13>.
Делегаты одобрили "Основы самоуправления Уссурийского
казачьего войска", разработанные на основе Приказа от 14
марта N 134, и приняли решение вынести его на обсуждение
общеказачьего съезда <14>. Следует отметить, что в
данной редакции требований особых прав и привилегий, в
том числе политического характера, для казачества не
выдвигалось.
--------------------------------
<13> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 231. Л. 3; Ф. 167. Оп.
1. Д. 65. Протокол заседаний 2-го Войскового круга
Уссурийского казачьего войска. П. 8 - 10.
<14> РГИА ДВ. Ф. 167. Оп. 1. Д. 65. Л. 16е - 16ж;
Протокол заседаний 2-го войскового круга Уссурийского
казачьего войска (п. п. 55, 77). Согласно "Основам",
высшим органом по самоуправлению войском объявлялся
войсковой круг, составляемый из выборных. Его ведению
подлежали все вопросы внутреннего распорядка войска и
его управления в административно-хозяйственном
отношении. Войсковой круг избирал войскового атамана и
членов Совета из лиц войскового сословия. Для управления
войском избирался войсковой совет во главе с войсковым
атаманом. Общее присутствие войскового совета
составлялось из председателя (войскового атамана) и трех
советников, действовало согласно наказам и
постановлениям, исходящим от войскового круга, а также
распоряжениям правительства. Станичные комитеты
подчинялись войсковому совету. Единицей общественного
самоуправления объявлялся поселок, управляемый
поселковым сходом. В обязанностях поселкового совета,
подчиняющегося в порядке управления войсковому совету,
лежало исполнение всех предначертаний поселкового схода,
войскового совета и приведение в исполнение
правительственных и общественных распоряжений. Решением
круга власть в станицах и поселках переходила в руки
станичных и поселковых комитетов с упразднением
станичных и поселковых атаманов, станичных и поселковых
правлений.
Активные меры по консолидации казачества в
общероссийском масштабе стали предпринимать и казачьи
войска России. Для создания представительного органа при
новом правительстве созван Первый Всероссийский казачий
съезд, проходивший в Петрограде в марте 1917 г. Делегаты
от сибирских и дальневосточных казачьих войск на съезд
не прибыли, присутствовали отдельные представители от
строевых частей этих войск. Съезд заявил о поддержке
Временного правительства и объявил, что все земли и
угодья казачьих войск составляют "неотъемлемую и
неприкосновенную собственность каждого казачьего
войска", которое как самоуправляющаяся единица владеет,
пользуется и распоряжается своими землями самостоятельно
и независимо. Для объединения казачьих войск, выявления
их общих интересов и проведения необходимых реформ съезд
учредил Союз казачьих войск. Исполнительным органом
Союза стал временный Совет Союза казачьих войск, который
начал вести целенаправленную политику в поддержку
Временного правительства, а также на объединение
консервативно настроенного казачества страны, сохранение
казачьего сословия и его привилегий <15>. В состав
временного Совета вошло по два представителя от ЗКВ, АКВ
и УКВ. 30 апреля Союз казачьих войск опубликовал свою
программу <16>.
--------------------------------
<15> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 119. С. 38 - 39; ГАЗК. Ф.
138. Оп. 1. Д. 233. Л. 31 об. - 32; Шильников И.Ф. 1-я
Забайкальская казачья дивизия в Великой Европейской
войне 1914 - 1916 гг. Харбин, 1933. С. 145 - 146;
Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград,
1994. С. 531 - 532.
<16> Ганин А.В. Накануне катастрофы. Оренбургское
казачье войско в конце XIX - начале XX в. (1891 - 1917
гг.). М., 2008. С. 591, 593.
Собравшийся 15 апреля в Чите 1-й объединенный съезд
крестьян, казаков, бурят и эвенков Забайкальской области
выступил за уничтожение сословий и полное равноправие
<17>. 16 апреля казачья секция съезда, объявив себя 1-м
съездом представителей казачьего населения Забайкальской
области, упразднила должности войскового и наказного
атаманов, управлений отделов и станичных атаманов.
Высшим органом управления войском стал областной
войсковой комитет, в военных отделах - коллегия отделов,
а в станицах и поселках - КОБы. Председатель областного
войскового комитета (он же войсковой атаман) избирался
лицами, избранными в состав коллегии, и из их среды
<18>.
--------------------------------
<17> ГАХК. Ф. П-44. Оп. 1. Д. 562. Л. 20; Ф. 1503. Оп.
6. Д. 26. Л. 47; Футорянский Л.И. Указ. соч. С. 15 - 16.
<18> ГАХК. НСБ. Съезд представителей казачьего населения
Забайкальской области. 16 - 26 апреля 1917 г. Б. м., б.
г. С. 1 - 10, 18 - 31; Забайкальская новь. 1917. 20, 23,
26 апреля.
Проведение войсковых кругов в ДКВ весной 1917 г. не
привело к разрешению волновавших казачество проблем, а
дало толчок к широкой дискуссии по вопросам упразднения
казачества и земельному вопросу. Однако уже к середине
мая настроение населения и строевых частей ДКВ стало
постепенно меняться. Это было связано с выдвижением
казачьими войсками России положения об исключительной
роли казачества и предоставлении ему соответствующих
прав и привилегий. Эти требования нашли свое отражение в
вышедшем в апреле "Воззвании к казачьим войскам", с
которым выступили офицеры и казаки гвардейской казачьей
бригады Особой армии, среди которых были и
дальневосточники. Призвав всех казаков к единению, к
обустройству новой жизни в виде вольного казачьего
самоуправления, офицеры и казаки бригады выдвинули
"Программу казачьей партии", направленную на создание
вольного казачества.
Программа, состоявшая из 16 пунктов, представляла собой
свод требований казачества к Временному правительству в
преддверии Учредительного собрания и выражала интересы
сторонников сохранения казачества как сословия, а также
придания ему более высокого общественно-политического
статуса. Программа предусматривала полное самоуправление
казачьих войск. Всеми делами войска управлял войсковой
съезд (круг) выборных, выбираемых прямым, равным и
тайным голосованием, с правом издания местных законов.
Исполнительным органом войскового круга становилось
войсковое правление. Для защиты общеказачьих прав и
интересов планировался созыв съезда выборных от всех
казачьих войск. Для представительства перед
правительством России предусматривалось избрание
общеказачьим съездом атамана всех казачьих войск.
Широкими правами наделялся войсковой круг, в ведение
которого предоставлялись самые различные вопросы.
Вопросы казачьей службы также должны были разрешаться
войсковым кругом, но уже совместно с Генеральным штабом.
Программа настаивала, чтобы на территории казачьих войск
не было гарнизонов неказачьего сословия, если это не
оправдывалось стратегическими соображениями, самими же
казачьими частями могли командовать только казаки <19>.
--------------------------------
<19> РГИА ДВ. Ф. 167. Оп. 1. Д. 63. Л. 233 - 234.
Таким образом, это было впервые оформленное желание
казаков выделиться в совершенно особое сословие.
Фактически, в случае принятия Временным правительством
всех положений этой программы, каждое казачье войско
превращалось в самостоятельную структуру, управляемую
войсковым кругом, наделенную большими правами и
свободами, вплоть до издания местных законов. Налицо
было движение в сторону широкой автономии казачества.
Основные положения "Программы" были поддержаны и Союзом
казачьих войск. Деятельность казачьего руководства и
Совета Союза казачьих войск России показала эволюцию
взглядов казаков (в том числе и дальневосточников) к
расширению требований к Временному правительству,
происходившую под влиянием изменения ситуации в России и
слабости самого Временного правительства. В результате
реализации этих требований казачество получало бы
обширные права и свободы. Следовательно, можно отметить,
что казачий автономизм в России стал создавать свою
идеологическую базу после Февральской революции. Вместе
с тем следует отметить, что автономистские настроения в
среде ДВК не были настолько явны, как среди казачьего
руководства старейших войск России - Донского, Терского,
Кубанского, а также Союза казачьих войск. Так,
работавший в мае - июне 1-й большой войсковой круг Дона
образовал Донское войсковое правительство, что
фактически приводило к созданию сословной казачьей
республики <20>. Весной - летом работа над
законодательством о самоуправлении в ДКВ продолжилась,
теперь за основу были взяты положения "Программы" и
решения Союза казачьих войск.
--------------------------------
<20> Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917 - 1921 гг.
Документы. М., 1997. С. 7 - 9; Кириенко Ю.К. Алексей
Максимович Каледин // Вопросы истории. 2001. N 3. С. 63.
В работе открывшегося в Петрограде 7 июня Всероссийского
казачьего съезда приняли участие представители всех
казачьих войск России <21>. Съезд выступил за
неприкосновенность казачьего уклада, оставление в
неотъемлемой и неприкосновенной собственности каждого
казачьего войска его земель и угодий со всеми недрами
<22>, таким образом приняв основные положения "Программы
казачьей партии" за основу. Было решено образовать "Общеказачий
Союз", делами которого должен ведать общеказачий круг и
Совет Союза казачьих войск. В Совет, избираемый сроком
на три года, входили полномочные представители всех
войск, в том числе три казака - от ЗКВ, два - от АКВ,
два - от УКВ <23>. Отмечая отношение казачества к
Временному правительству, генерал А.И. Деникин позднее
указывал, что если до июля казачество полностью
поддерживало правительство, то с июля оно стало в резкую
оппозицию в вопросах казачьего управления <24>.
--------------------------------
<21> Далекая окраина. 10(23).06.1917.
<22> Шильников И.Ф. Указ. соч. С. 156 - 158; Деникин
А.И. Очерки русской смуты. М., 1991. С. 58.
<23> Шильников И.Ф. Указ. соч. С. 158; Зуев А.В.
Войсковой атаман А.И. Дутов // Вестник казачьей выставки
в Харбине. Харбин, 1943. С. 33 - 34; Амурское эхо.
20.06.1917.
<24> Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы
истории. 1990. N 10. С. 103.
На фоне этих событий проходивший в Чите в августе 2-й
войсковой съезд ЗКВ, восстановив забайкальское
казачество, объявил, что территория ЗКВ "должна остаться
со всеми недрами и поверхностью в исключительном
владении войска". Съезд переименовал "Войсковой
областной комитет" в "Войсковое правление", при этом его
председатель (он же войсковой атаман) избирался всем
съездом. Съезд посчитал необходимым введение в
Забайкальской области волостного и станичного уездного и
общего со всем населением областного земства <25>.
Войсковым атаманом ЗКВ был избран полковник В.В. Зимин
<26>.
--------------------------------
<25> Забайкальская новь. 22.05.1919.
<26> Российский государственный военный архив (далее -
РГВА). Ф. 40417. Оп. 1. Д. 2. Л. 132.
В то же время ряд делегатов круга, отметив, что целью
Союза казачьих войск является защита узкосословных
интересов наиболее зажиточной части казачества, выступил
против вступления ЗКВ в этот Союз. Было заявлено, что
главными организаторами и руководителями Союза являются
донцы, кубанцы, терцы, сословно-групповые интересы
которых столкнулись с интересами всей трудовой
российской демократии. Экономическое и финансовое
положение этих войск отличалось от положения ЗКВ, что
обусловливало различие их интересов. По своему
политическому характеру Союз неизбежно станет орудием
борьбы российской контрреволюции против российской
демократии и ее уполномоченных органов - Советов
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов <27>.
--------------------------------
<27> Забайкальский рабочий. 23.08.1917.
Одновременно проходивший в Благовещенске 3-й войсковой
съезд АКВ постановил "сохранить казачество как особую от
прочего населения группу, имеющую свои культурно-бытовые
исторически сложившиеся особенности". Высказавшись за
введение трехстороннего земства для Амурской области
(т.е. за сохранение войска, но уже как земской
структуры), съезд поручил войсковому правлению и
исполнительному комитету немедленно приступить к
организации станичных земских единиц. До создания
уездных земств в области существовавшая система
управления войском сохранялась <28>. Съезд совместил
должности наказного атамана и войскового наказного
атамана АКВ в лице председателя войскового правления и
присвоил ему звание "Войсковой атаман Амурского
казачьего войска". Председателем войскового правления
был избран И.М. Гамов <29>.
--------------------------------
<28> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 130. Л. 13; Д. 119. Л. 19,
21, 26. Протоколы N 2 и N 3 заседания 3-го съезда
делегатов Амурского казачьего войска 7 августа 1917 г.,
N 6 заседания 3-го съезда делегатов Амурского казачьего
войска 9 августа 1917 г. гор. Благовещенск; Амурское
эхо. 09.08.1917.
<29> Шиндялов Н.А. Указ. соч. С. 69; Прибавление к N 728
газеты "Амурское эхо" от 13 августа 1917 г.; Амурское
эхо. 20.08.1917.
В августе АКВ и УКВ договорились объединить усилия по
выдвижению кандидатов и выработке наказов в
Учредительное собрание. Сам проект наказа выработан в
конце сентября, и его анализ позволяет сделать вывод,
что основой проекта стали положения "Программы казачьей
партии" и соответствующие решения Всероссийского
казачьего съезда и Союза казачьих войск <30>.
--------------------------------
<30> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 372.
3-й войсковой круг УКВ, проходивший в октябре в
Никольске-Уссурийском, постановил, что "уссурийское
казачество, являющееся частью трудового народа и имеющее
свои культурно-бытовые особенности, остается как
таковое". Он высказался за объединение всего российского
казачества общим соединенным органом из представителей
от всех отдельных казачьих войск. Орган этот должен
находиться при центральном правительстве. Наказ в
Учредительное собрание от АКВ и УКВ, принятый съездом, в
пунктах, касавшихся казачества, повторял положения
"Программы казачьей партии" <31>.
--------------------------------
<31> ГАХК. Ф. П. НСБ. Протокол заседания 3-го Войскового
круга Уссурийского казачьего войска 3 - 14 октября 1917
г. Б. м., б. г. П. 4, 7, 10, 25, 26, 27, 29, 32; Далекая
окраина. 1917. 10, 13 октября.
Круг воздержался от введения в УКВ земского положения и
утвердил "Проект временного положения об общественном
самоуправлении и управлении войсковым хозяйством" <32>.
--------------------------------
<32> ГАХК. Ф. П. НСБ. Протокол заседаний 3-го Войскового
круга Уссурийского казачьего войска. П. 35, 36.
Временное положение; П. 47. Инструкция Малого круга;
Далекая окраина. 04.09.1918.
Таким образом, войсковые круги ДКВ подвели своеобразную
черту под буржуазно-демократическими преобразованиями,
проводившимися в стране и казачьих войсках региона после
Февральской революции 1917 г. В ходе этих преобразований
казачество России получило довольно высокий политический
статус, а в сентябре даже ставило вопрос о
переименовании сословия в национальность <33>. Была
сформирована новая система казачьего самоуправления.
--------------------------------
<33> Свободное Приамурье. 16.09.1917.
Когда в конце 1917 г. - начале 1918 г. почти все казачьи
войска России заявили о непризнании Советов, механизм
самоуправления, позволявший проводить автономную от
новой власти политико-хозяйственную деятельность, был
создан. Казачьи автономии представляли собой своего рода
парламентские республики (войсковой круг - парламент) с
сильной исполнительной властью в лице подотчетных
войсковому кругу войскового атамана и войскового
правления (правительства).