Сулимов В.С. Управление казачьими
школами Западной Сибири во второй половине XIX - начале
XX в.
// История государства и права. 2012. №6. С. 39-41.
Во второй половине XIX в. Сибирское казачье войско
входило в состав двух областей степного
генерал-губернаторства - Акмолинской и Семипалатинской,
частью в состав Томской губернии - Бийская линия.
Станицы войска распределялись по 10 уездам областей и по
двум уездам Томской губернии. Забота о развитии
народного образования среди казачьего населения
принадлежала Военному министерству. Учебное начальство в
лице директоров и инспекторов народных училищ руководило
только учебно-воспитательной частью, посещая казачьи
школы - поселковые и станичные наравне с училищами МНП.
С 1861 г. началась реформа войска. Реформа ввела две
меры по развитию образования, с целью открыть детям
возможность приобретения познания больше получаемого ими
в станичных школах. Во-первых, было разрешено посылать
до шести стипендиатов в гражданские средние и высшие
учебные заведения. Во-вторых, предоставлено содержать в
каждом из 10 полковых округов по одному трехклассному
окружному училищу, на 30 пансионеров каждое. Курс в них
был пятилетним, приблизительно подходящим к приходским и
уездным училищам МНП. В школах обучались дети всех чинов
войска. Дети могли поступать в школу по желанию
родителей или их заместителей. В каждой станице
учреждались станичные школы, содержащиеся за счет
населения. От Сибирского войска станичным учителям
отпускалось жалованье из войсковых сумм по 21 руб. 45
коп. Обучение в этих школах было обязательным.
Школы состояли в непосредственном заведовании станичного
начальства, под наблюдением почетного смотрителя
окружного училища. Однако меры эти не принесли заметного
результата. Стипендиаты иногда посылались в гражданские
учебные заведения, но курса не оканчивали.
В окружных училищах не хватало учителей. По этой причине
вместо десяти училищ войско смогло открыть только два: в
Павлодаре и Кокчетаве для приходящих учеников. В связи с
ограниченностью штатных сумм на организацию пансионов,
последние не были устроены, что препятствовало допуску в
окружные училища детей из удаленных от них станиц.
Организация учебной части в данных училищах страдала
значительными недостатками. В дальнейшем эти училища
были преобразованы в городские <1>.
--------------------------------
<1> ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф.
126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184.
В 1869 г. генерал-губернатор Западной Сибири сделал
необходимые изменения в устройстве учебной части, с
учетом местных обстоятельств и средств. Обо всех
изменениях было своевременно сделано представление
Военному министерству. После чего ближайшее заведование
школами возлагалось на губернаторов и уездных
начальников, которым с 1870 г. подчинялось казачье
население в административном отношении. С 1875 г.
началась подготовка за войсковой счет молодых людей в
Омской учительской семинарии для замещения учительских
вакансий в станичных школах. В этом же году начали
появляться в станицах и поселках заводимые на
общественный счет училища для девочек. Положением,
утвержденным царем 7 мая 1877 г., вводились поселковые
школы. При этом на содержание станичных и поселковых
школ снова устанавливалось пособие от войска. Из
войскового капитала выделялось по 12000 руб. в год, с
предоставлением ближайшего распоряжения этой суммой
войсковому хозяйственному правлению. Из этой суммы 1000
руб. тратилась на содержание 10 стипендиатов в Омской
учительской семинарии. Положением 1877 г. также
определялось учреждение отдельных школ для каждого
казачьего поселения. Вместе с тем предоставлялось право
устраивать общие школы для ближайших соседних поселений,
при условии соглашения войскового начальства с дирекцией
народных училищ Западной Сибири <2>.
--------------------------------
<2> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184 об. - 185.
Депутатское собрание в декабре 1882 г. возбудило перед
войсковым наказным атаманом генерал-лейтенантом
Колпаковским ходатайство о необходимости коренного
преобразования школьного дела в войске. Во
всеподданнейших отчетах о состоянии войска Колпаковский
неоднократно отмечал "непростительное равнодушие"
гражданских властей к состоянию казачьих школ: "Занятые
более делами кочевников, как преобладающего населения в
крае, они мало уделяли внимания интересам жителей
войскового сословия, управление которыми они считали
второстепенною своею обязанностью" <3>.
--------------------------------
<3> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 185 - 185 об.
Надеясь оживить дело народного образования в войске,
генерал Колпаковский в 1884 г. решил изъять начальные
казачьи училища из ведения областной и уездной
администрации, подчинив их администрации войсковой. Он
руководствовался в переустройстве школьного дела
положениями, принятыми в Оренбургском казачьем войске. В
результате школы поступили в непосредственное ведение
атаманов военных отделов войска. Им было предложено
озаботиться о скорейшем благоустройстве школ, как в
плане материального обеспечения, так и с учебной
стороны. Общий контроль по всему войску за ходом
преподавания сосредоточился в высшей инстанции - в
войсковом хозяйственном правлении, продолжавшем ведать
всей финансовой стороной школьного дела. 6 ноября 1884
г. по отделам войска были разосланы следующие
нормативные документы: "План обучения в начальных
училищах", "Инструкция для двухклассных училищ" и
"Инструкция учителям и указания попечителям школ о их
обязанностях". Через два дня присутствием правления был
заслушан доклад советника данного учреждения есаула
Кирьянова "Об улучшении учительского персонала в
Сибирском казачьем войске и о мерах поддержания в учащих
стремления совершенствоваться в учебном отношении, а
также и об улучшении материальной обстановки учащих".
Этот доклад был отослан на заключение атаманов отделов.
Заключения и обзоры были получены от атаманов отделов в
отчетах о состоянии школ на 1 января 1885 г. Эти отчеты
заслушивались правлением 21 февраля 1885 г., где
определился план реформы, включающий в себя определенные
положения:
1) увеличение объема преподавания предметов начальной
школы наравне с начальными училищами Министерства
народного просвещения;
2) учреждение одноклассных школ во всех казачьих
поселениях и школ двухклассных там, где, по
свидетельству атаманов отделов, явится к тому
возможность;
3) привлечение к обучению всех детей школьного возраста;
4) побуждение священников местных приходских церквей к
оказанию на учащихся духовно-нравственного воздействия;
5) привлечение более отвечающего своему назначению
учительского персонала и улучшение материального его
положения;
6) увеличение войсковых стипендий в Омской учительской
семинарии с 10 до 20, с увеличением отпуска из войсковых
сумм ежегодно по 1150 руб.;
7) организация съезда учащихся для прохождения ими
педагогических курсов;
8) устройство библиотек учительских и ученических;
9) устройство школьных помещений;
10) снабжение школ удобной классной мебелью, а также
классными пособиями и руководствами;
11) увеличение денежных отпусков из войсковых и
общественных сумм на улучшение материальной части в
школах;
12) учреждение школьных попечителей и организаций
контроля школ в учебном, административном и
хозяйственном отношении <4>.
--------------------------------
<4> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 186 - 187.
В 1886 г. войсковым хозяйственным правлением при участии
атаманов 1 и 2 отделов и инспектора народных училищ
Акмолинской области были разработаны "Временные правила
по устройству училищной части в Сибирском казачьем
войске". Утвержденные войсковым наказным атаманом,
данные правила были объявлены приказом по войску в
декабре 1886 г. Этими правилами попечение об
удовлетворении потребностей населения в начальном
образовании и о надлежащем нравственном его направлении
возлагалось на войсковое хозяйственное управление,
имеющее по отношению к школам права и обязанности
губернских и училищных советов по "Положению о начальных
народных училищах" от 25 мая 1874 г. Атаманы отделов
имели право проводить ревизию школ по хозяйственной
части. По учебно-воспитательной стороне дела надзор за
школами по "Временным правилам" предоставлялся
Акмолинскому и Семипалатинскому инспекторам народных
училищ. С ними должны были взаимодействовать атаманы
отделов по поводу устранения замечаемых ими при ревизиях
различных недостатков, касающихся учебно-воспитательной
части. Также совместно решались вопросы при назначении
учителей в школы и увольнении их с должности или в
отпуск, при перемещении педагога из одной школы в
другую. Инспектора, усматривая во время ревизий полное
несоответствие учителя занимаемой должности или
убедившись в его неблагонадежности, увольняли педагогов
немедленно, сообщая об этом атаману отдела. Инспектора
также сообщали атаманам или в правление свое заключение
по учебной части и руководящие основания. В конце года
они представляли подробный отчет Войсковому наказному
атаману. "Временные правила" для организации управления
начальными школами в войске оставались действующими до
начала XX в.
Обучение в станичных и поселковых школах по "Плану
обучения" 1884 г. продолжалось до выхода "Примерных
программ предметов, преподаваемых в начальных народных
училищах Министерства народного просвещения" от 7
февраля 1897 г. Войсковой наказной атаман барон Таубе
предложил эти программы принять к руководству в школах
войска с начала 1897 - 1898 учебного года. В
соответствии с "Инструкцией для учителей и учительниц"
1885 г. в некоторых поселковых школах делались попытки
преподавать ремесла и мастерства, огородничество и
садоводство. В большинстве случаев попытки оказались
неудачными, и лишь привилось обучение мальчиков
переплетному делу. Большинство школ были смешанными.
Мириться с таким положением казачьи общества заставлял
недостаток денежных средств. Симпатии общества были на
стороне отдельных школ. Количество девочек в школах было
незначительно. Отдельные женские школы имели лишь
большие и богатые общества, преимущественно станичные, а
не поселковые. Число школьных зданий было менее
количества школ, так как в некоторых поселках школы -
мужская и женская - размещались в разных половинах
одного здания. Семь школ находились в станичных
правлениях и при поселковых сборных пунктах, две - в
наемных помещениях. Все школы были одноклассные, за
исключением Чарышского двухклассного училища <5>. При
данном училище на средства, пожертвованные Ю.И.
Базановой, был открыт специальный класс теоретического и
практического пчеловодства и организована образцовая
пасека и пчеловодческая мастерская <6>.
--------------------------------
<5> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 189 - 189 об.
<6> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 191 об.
В 1897 г. в Западно-Сибирском учебном округе
насчитывалось 148 казачьих училищ при 5812 учащихся, в
1906 г. - 175 школ и 7382 учащихся в них. По отношению к
населению войскового сословия в 1906 г. одна школа
приходилась на 1346 душ обоего пола, а один учащийся -
на 32 человека. Содержание казачьих школ и учащихся в
них стоило дешевле, чем сельских школ МНП. Это
объяснялось скудным обеспечением учителей, получавших от
120 до 240 руб. и в редких случаях 300 руб. Мало
выделялось средств на учебники, библиотеки, выписку
наглядных учебных пособий <7>.
--------------------------------
<7> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 187 - 188 об.
В заключение выделим четыре этапа в организации
начального обучения казаков в исследуемый период:
1861 - 1869 гг. - нахождение школ в ведении станичного
начальства;
1870 - 1884 гг. - заведование школ губернаторами и
уездными начальниками;
1885 - 1896 гг. - подчинение училищ войсковой
администрации;
1897 г. - начало XX в. - школы продолжали подчиняться
войсковой администрации с переходом на программы
начальных училищ Министерства народного просвещения.
Несмотря на довольно частое переподчинение казачьих
школ, наблюдался их неуклонный рост. Забота войсковой
администрации о начальном образовании способствовала
повышению процента грамотности среди казаков.