Токарева С.Н.
Профессиональная подготовка служащих полиции начала XX
столетия (по материалам центрального черноземья России)
// История государства и права.
2012. №24. С. 35-38.
В рамках кадровой политики существенным аспектом
является вопрос общей и профессиональной подготовки
специалистов. Состояние внутренней
социально-политической ситуации Российской империи в
начале XX столетия, кроме всего прочего, обозначило
необходимость создания эффективной системы отбора
личного состава для органов правопорядка.
В дореволюционной России не существовало высших и
средних учебных заведений, воспитывавших молодых людей
специально для службы в полиции. В Своде уставов учебных
учреждений и учебных заведений на 1911 г. указано 28
институтов, училищ, школ, находящихся в ведомстве
Министерства внутренних дел <1>. Но ни одно из них не
было образовано для обучения полицейских. Нередко высшие
классные должности органов правопорядка занимали
выпускники университетов и училищ по юридическим
специальностям (например, училища правоведения при
Министерстве юстиции, целью которого было "образование
юношества по части судебной").
--------------------------------
<1> Свод законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XI.
Ч. 1. Ст. 1295.
Устав о службе по определению от правительства и Закон
об учреждении полиции <2>, принятые еще в XIX веке,
устанавливали порядок принятия чинов и служителей в
уездную и городскую полицию Российской империи. Вакансии
полицмейстера и уездного исправника замещались с
разрешения Министерства внутренних дел по рапорту
местного губернатора. Формально основными критериями для
занятия этих должностей были выслуга лет по предыдущей
службе и присвоенный чин, образование же не имело
принципиального значения. Начальники полицейских
управлений в провинции редко имели юридическую
специализацию. Они заканчивали разные не только по
уровню (школы, училища, институты и т.д.), но и по виду
учебные заведения (военные, учительские, духовные и
т.д.). Например, последний полицмейстер г. Тамбова
надворный советник А.Ф. Зубовский окончил двуклассную
Московскую духовную семинарию, а полицмейстер г. Козлова
Тамбовской губернии надворный советник С.А. Виноградов -
курс в Витебском духовном училище <3>. Уездные
исправники чаще всего обучались в уездных училищах.
--------------------------------
<2> Свод законов об обязанностях полиции. СПб., 1909.
Ст. 668.
<3> Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф.
2. Оп. 143. Д. 752. Л. 117 об. - 120.
Становые приставы уездных полицейских управлений
определялись губернским правлением преимущественно из
дворян, имевших в данной местности недвижимую
собственность <4>. Отсутствие для них единого
образовательного ценза было учтено законопроектом о
реформе полиции 1913 г. В нем отмечалось, что для
занятия должности пристава требуется окончание
четырехклассного среднего учебного заведения и
трехлетнее пребывание в офицерских чинах <5>.
--------------------------------
<4> Свод законов об обязанностях полиции. Ст. 669.
<5> Право: Юридическая газета. 1913. N 39. С. 2244.
Полицейские урядники замещались уездным исправником,
который должен был устроить для них специальное
испытание. Из прошедших его лиц исправник выбирал
"наиболее годных к полицейской службе" <6>. Более того,
для получения этой должности важное значение имело
указание на то, что проситель "окончил курс школы
урядников" <7>, так как в соответствии с циркулярами
губернских правлений при занятии вакантных мест им
отдавалось наибольшее предпочтение <8>. По закону об
организации уездной полицейской стражи 1903 г. были
установлены основные требования к кандидатам. В нее
назначались русские подданные, старше 25 лет, обладавшие
здоровым телосложением, преимущественно из отставных и
уволенных в запас низших воинских чинов. Кроме того, от
поступающих в стражу было необходимо: для урядников -
умение составлять протоколы, общее знакомство с
полицейской службой и обязанностями полиции по
расследованию преступлений; для стражников - умение
читать, писать и общее достаточное развитие <9>. Так, в
1915 г. все 33 урядника Богучарского уезда Воронежской
губернии были грамотными, но 21 (63,6%) из них не
окончили никакого учебного заведения, а остальные же
обучались в приходской школе, народном или уездном
училище, а один из служащих окончил педагогическое
училище <10>.
--------------------------------
<6> Свод законов об обязанностях полиции. Ст. 671.
<7> Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1.
Оп. 1. Д. 9679. Л. 10.
<8> ГАТО. Ф. 2. Оп. 149. Д. 3. Л. 210.
<9> ПСЗ РИ. Собр. 3-е. Т. XXIII. 1903. Отд. I. СПб.,
1905. N 22906. П. 8.
<10> Государственный архив Воронежской области. Ф. И-2.
Оп. 8. Д. 39. Л. 3 - 74 об.; Д. 30. Л. 1 - 18 об.
Социальный портрет городового начала XX столетия также
включает в себя сведения об образовании. Обычно оно было
домашним или получено в сельской школе, а в лучшем
случае - в уездном училище. Основные знания кандидаты
получали на службе в армии, так как бывшие военные часто
поступали в городскую полицейскую команду. В начале XX
века для околоточных надзирателей была подготовлена
программа занятий, которая предусматривала изучение
правовых норм о преступлениях и наказаниях, полицейского
и государственного права, гражданского и уголовного
судопроизводства, постановлений местных губернаторов и
дум, обучала составлять протоколы и т.д. <11>. Но, к
сожалению, на местах не было организовано
систематического обучения служащих полицейских команд.
--------------------------------
<11> Вестник полиции. 1909. N 8. С. 160 - 162.
Совещание по реформе правоохранительных органов 8
февраля 1913 г. в отношении низших чинов постановило,
что при принятии их на службу, помимо подтверждения
достаточной грамотности, необходимо было удостоверяться
в беспорочности прежней службы и проводить особый
экзамен на предмет знания обязанностей полиции <12>.
--------------------------------
<12> Право: Юридическая газета. 1913. N 20. С. 421.
Особое внимание в начале XX столетия стало уделяться
служащим уездной стражи, возможно, потому что они
составляли большинство среднего и особенно низшего звена
полицейских и контролировали обширные территории уездов.
Кроме того, в нее набирали помимо бывших военных, лиц,
вообще ранее нигде не служивших, не знавших даже основ
использования оружия, правил дисциплины, обязанностей
полицейской службы. И первым, и вторым необходимо было
обладать не только практическими навыками, им
требовалась серьезная теоретическая подготовка. Они
должны были изучить законы, правонарушения и
преступления, полагающиеся за них наказания, основания
привлечения к ответственности, пределы своих полномочий,
правильность процессуальных действий, так как именно
полицейские низшего звена первые, до разрешения вопроса
высшим начальством, проводили задержания (иногда аресты,
обыски, расследования), составляли протоколы, и их
действия должны были носить правомерный характер. В
связи с этим в губерниях еще с конца XIX века стали
организовывать школы урядников, а позднее и школы
стражников. Они не создавались на постоянной основе, а
возникали периодически по мере необходимости. В одних
местностях они функционировали ежегодно (в Воронежской
губернии), а в других - раз в несколько лет (в 1912,
1913 гг. - в Курской, Орловской и Тамбовской губерниях).
Всего к 1917 г. в России насчитывалось 14 школ
урядников.
Встречается множество прошений на имя губернатора о
желании поступить в школу (держать экзамен на
полицейского урядника), но просители получали отказ до
своевременного ее открытия <13>, о чем предварительно
сообщалось в официальной местной газете. Так, в прессе
указывалось, что в 1903 г. учрежденная при Воронежском
губернском правлении школа для подготовки кандидатов на
должности полицейских урядников открывает свои занятия в
период Великого поста с 18 февраля <14>. Желающие
поступить в нее могли обращаться за точными справками и
указаниями порядка подачи прошений к начальнику полиции
по месту жительства или к тому лицу, в ведении которого
они хотели бы служить. В орловскую школу урядников,
открывшуюся 23 сентября 1913 г., было разрешено
поступать воинским чинам для подготовки к полицейской
службе, в этом случае учеба продолжалось до шести
месяцев <15>.
--------------------------------
<13> ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 438. Л. 1, 2, 26.
<14> Воронежские губернские ведомости. 1903. N 14. С. 2.
<15> Государственный архив Орловской области. Ф. 4. Оп.
1. Д. 7401. Л. 132 об.
Вопрос о том, кто будет заниматься обучением, однозначно
разрешился после передачи в 1906 г. уездной полицейской
стражи в строевом отношении начальникам губернских
жандармских управлений. Другой важной проблемой
профессиональной подготовки кадров было отсутствие
единых учебных планов. Решение этого вопроса проходило
на местном уровне. Так, курский губернатор, планируя
открыть в 1913 г. школу для подготовки урядников, в
переписке с инспектором полицейской стражи предполагал,
что в ней "будут обучаться преимущественно состоящие на
службе урядники и стражники" в течение трех месяцев.
Кроме того, он передал инспектору программу курса,
присланную министерством внутренних дел. Она
представляла собой максимум сведений, которые необходимо
было изучить, а потому ее разрешалось сократить. Так как
не существовало унифицированной программы обучения, то
провинциальные власти ориентировались на курсы, которые
преподавались в Петербурге и Москве, внося необходимые
изменения.
Инспектор полицейской стражи в Курской губернии
определил, что обучать верховой езде будет его помощник
три раза в неделю по часу до обеда. Адъютант этого же
управления будет преподавать стрелковое дело, устав
внутренней и гарнизонной службы два раза в неделю после
обеда. Программа занятий с нижними чинами полицейской
стражи включала:
- обучение езде: посадку, седловку, манежную езду,
шереножное и взводное учение;
- стрелковое дело: сборку и разборку револьверов и
винтовок, правила стрельбы и стрельбу дробинами;
- устав внутренней и гарнизонной службы, касающийся
полицейской стражи.
Содержание обучения кадров для стражи основывалась на
программах подготовки военных, и поэтому некоторые
аспекты (знание военного устава, верховая езда, владение
оружием) с учетом специфики полицейской службы были
заимствованы. Местные особенности губерний также вносили
свои коррективы. Так, если в приграничной Курской
губернии внимание уделялось изучению устава внутренней и
гарнизонной службы, то в Тамбовской (где школа также
была открыта в 1913 г.), в силу распространения в ней
разных религиозных верований, в курс занятий были
включены уроки по сектантству. Кроме того, учитывая
широкий спектр деятельности чинов общей полиции, здесь
преподавали ветеринарию, тюрьмоведение, врачебный и
строительный уставы. Борьба с революционными
организациями повлияла на создание отдельного курса по
политическому сыску <16>. Учителями в школе были
губернский инспектор стражи, его помощники, начальники
полиции, прокуроры окружных судов, а также тюремные
инспектора, губернские инженеры, ветеринарные и
городские врачи, священники и т.д. <17>. Если первые из
них знакомили с особенностями полицейской и военной
службы, то последние - со спецификой своей деятельности.
--------------------------------
<16> ГАТО. Ф. 2. Оп. 143. Д. 334. Л. 88 об. - 89.
<17> Там же. Л. 136 - 136 об.
В итоге обучающиеся сдавали установленное испытание в
знании обязанностей службы <18>. В порядке успеха сдачи
экзамена составлялся список лиц, прослушавших полный
курс и удачно выполнивших задание, по которому и
замещались открывавшиеся в губернии вакансии или
пополнялся полицейский резерв.
--------------------------------
<18> Там же. Оп. 149. Д. 3. Л. 218 - 222.
Единый проект программы курса подготовительной школы для
лиц, желающих занять должность полицейского урядника, и
особая инструкция стражникам были одобрены Комиссией по
реформе полиции только в 1913 г., но это не означало
введения их сразу в практику <19>.
--------------------------------
<19> Право: Юридическая газета. 1913. N 20. С. 508.
Также выходили специальные книги по подготовке кадрового
состава <20>. Но это были личные рекомендации авторов
(преимущественно военных чинов), а не единый
государственный образовательный стандарт.
--------------------------------
<20> Строевая служба стражника: полное руководство для
обучения строю пеших и конных отрядов полицейской
стражи. СПб., 1910.
В течение службы сотрудники уездной стражи тоже
проходили обучение. Предполагалось, что этот процесс
должен идти в двух направлениях - строевом и
полицейском, первым занимались жандармские офицеры, а
вторым - служащие общей полиции, так как сама стража
представляла военизированную структуру
правоохранительной системы.
Расписание занятий для конных и пеших отрядов
составлялось инспектором полицейской стражи по
согласованию с уездным исправником. Распорядок дня
служащих включал практические и теоретические занятия:
первая половина дня была посвящена физической
подготовке, обучению верховой езде, владению оружием, а
вторая - изучению полицейских обязанностей <21>. Кроме
того, могли проводиться и учебные лагерные сборы <22>.
--------------------------------
<21> ГАКО. Ф. 1642. Оп. 3 л. Д. 95. Л. 35 - 38.
<22> Там же. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14853. Л. 4.
Периодически инспекторы полицейской стражи проводили
смотры в уездах, результаты которых сообщались в местное
жандармское управление <23>. При осмотре особое внимание
уделялось строевой дисциплине, умению ездить верхом и
владеть оружием, навыками борьбы и самообороны, то есть
практической подготовке (а не теоретическим знаниям).
Немаловажное значение имел и быт полицейских служащих: в
отчетах упоминались сведения о внешнем виде урядников и
стражников, условиях жизни в казармах, качестве
принимаемой пищи и даже состоянии конюшен.
--------------------------------
<23> Там же. Ф. 1642. Оп. 3 л. Д. 199. Л. 399 - 400.
Под наблюдением инспектора полицейской стражи
проводилась курсовая стрельба в день, назначенный
уездным исправником. Стражники должны были выполнять
стрельбу на 200 и 300 шагов по четыре попытки и залпом в
пределах от 300 до 700 шагов <24>. Сведения о
результатах подавались губернатору одновременно
инспектором полицейской стражи и уездным исправником
<25>.
--------------------------------
<24> Там же. Л. 113.
<25> Там же. Оп. 2. Д. 369. Л. 87, 89 - 92, 100, 101.
Помимо коллективных форм проверок полицейских на
соответствие занимаемой должности проводились и
индивидуальные испытания по службе. В отличие от
современной аттестации сотрудников такой контроль не
носил систематического и всеобщего характера, а
происходил от случая к случаю и в отношении отдельных
лиц. По заключению инспектора уездной стражи испытуемый
мог быть понижен в должности. Так, если стражник
оказался "малограмотным и малоразвитым", то его в лучшем
случае назначали младшим стражником <26>, а в худшем -
освобождали от занимаемой должности.
--------------------------------
<26> Там же. Л. 136 - 138.
Накануне революции в правоохранительных структурах
отмечался недостаток лиц на уровне среднего и низшего
звена. В тамбовской печати за март 1917 г. содержится
много объявлений о необходимости замещения должностей
уездных старших и младших конных милиционеров. Помимо
других требований, отмечается, что они должны были быть
хорошо грамотными <27>. Но в тех условиях не было
реальной возможности занимать вакантные места по высоким
кадровым критериям.
--------------------------------
<27> Тамбовский земский вестник. 1917. N 63. С. 1.
В сложной внутриполитической обстановке развития России
в начале XX столетия важной задачей стало поднятие и
укрепление престижа службы в органах правопорядка. Одной
их мер являлось установление образовательного ценза и
создание возможности получения соответствующей
профессиональной подготовки. В итоге к 1917 г. удалось
только заложить основы специального обучения
полицейских, не создав цельной системы формирования
кадрового состава.