Вилкова А.В. К вопросу
развития исправительных заведений для несовершеннолетних
правонарушителей в конце XIX - начале XX века
// История государства и права.
2013. №16. С. 53-58.
В исследованиях любой проблемы важную роль играет
изучение истории вопроса. Исторический подход позволяет
лучше понять современные проблемы, закономерности
развития науки и практики. Это относится и к
исследованию проблемы исправления личности
несовершеннолетних правонарушителей.
Организация исправления личности несовершеннолетних
правонарушителей в литературе XIX в. именовалась делом
исправительного воспитания. Оно осуществлялось в рамках
норм уголовного права. Соответственно этому
теоретические вопросы разрабатывались наукой уголовного
права, которая начала развиваться в России в конце XVIII
в. Не имея в этой области собственного опыта, российские
специалисты обратились к изучению западного.
Первые шаги к организации заведений исправительного
характера для несовершеннолетних правонарушителей были
сделаны швейцарским педагогом И. Песталоцци, который в
1775 г. на первых педагогических принципах устроил
земледельческий приют для заброшенных, порочных и
преступных детей. В основу их исправления у И.
Песталоцци легла любовь к детям, проявление заботы о них
самих, их интересах и потребностях. Его идеи оказали
влияние на деятельность аналогичных учреждений различных
стран. В течение XVIII - XIX вв. подобные заведения
возникают в различных странах - Италии, Франции,
Швейцарии. Издаются законы, которыми определяются
принципы устройства таких заведений, порядок их
деятельности, формы участия общественности и государства
в этом деле.
К изучению западного опыта организации исправительного
воспитания обращались такие российские ученые, как Е.
Альбитский, К.Е. Ануфриев, А.М. Богдановский, Д.А. Дриль,
С.В. Познышев, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий и др.
Политика государства в начале XIX в. в отношении
исправления несовершеннолетних преступников приобрела
более мягкий и гуманный характер.
Закономерно, что в это время появляются законы об
исправлении несовершеннолетних правонарушителей как
результат развития гуманистических идей: "Закон об
исправительных приютах" (1866 г.), "Закон об особом
судопроизводстве в отношении несовершеннолетних" (1897
г.), "Закон о воспитательно-исправительных заведениях"
(1909 г.). Принятые законы конструировали правовые
основы деятельности исправительных заведений, что
положительно сказывалось на их работе. Исправительным
учреждениям предоставлялась возможность
условно-досрочного освобождения воспитанников, которые
признавались исправившимися. Каждое заведение определяло
цели своей деятельности, средства достижения их,
программу процесса исправления, систему мер.
Разрабатывались уставы конкретных исправительных
заведений.
С 80-х гг. XIX в. стали проводится Съезды представителей
русских исправительных заведений для несовершеннолетних,
которые сыграли важную роль в совершенствовании практики
и развитии законодательства о несовершеннолетних
правонарушителях и исправительных заведениях для них.
Один из законов - "Об изменении постановлений,
касающихся обращения в исправительные приюты и
содержания в них малолетних преступников" - был принят
20 мая 1892 г.
В соответствии с этим законом срок содержания
несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а
самими исправительными заведениями и зависел от степени
исправления. Законом определялись лишь границы этого
срока: воспитанников можно было содержать не менее года
и не более 18-летнего возраста.
На деятельность исправительных заведений определенным
образом повлияли и Законы от 2 и 8 февраля 1893 г. Так,
Закон от 2 февраля "О предоставлении исправительным
приютам права об отдаче выпускаемых воспитанников в наем
или обучение" предоставлял право начальству
исправительных заведений помещать условно освобождаемых
воспитанников для работы и обучения к благонадежным
мастерам, в промышленные заведения, на
сельскохозяйственные работы. Это относилось к лицам, не
достигшим 18-летнего возраста.
Закон от 8 февраля 1893 г. увеличивал количество
категорий несовершеннолетних, которые могли быть
помещены в приюты: это распространялось теперь на
подследственных. Законодатель, руководствуясь
стремлением оградить несовершеннолетних от развращающего
влияния тюрьмы, предписывал содержание их в
исправительных приютах, но отдельно от прочих
воспитанников, во избежание дурного влияния уже
осужденных и с применением общих постановлений о
прокурорском надзоре за содержащимися под стражей, а
также несовершеннолетние при следовании в судебные места
и исправительные заведения могли быть препровождаемы под
надзором вместо всякой стражи особо отряженных от приюта
или колонии лиц. И хотя норма, изложенная в законе,
диспозитивна, для того времени очень важной является как
сама постановка этого вопроса, так и попытка разрешить
его, пусть даже в такой форме. Принятие такого закона,
даже имеющего недостатки, было определенным шагом вперед
как в развитии законодательства, так и в постановке
дела.
Под влиянием Съезда представителей русских
исправительных заведений для несовершеннолетних
преступников был разработан и принят 2 июня 1897 г. еще
один важный Закон - "Об изменении форм и обрядов
судопроизводства по делам о преступных деяниях
малолетних и несовершеннолетних", который усиливал
воспитательную функцию наказания в отношении
несовершеннолетних, определял ее в качестве единственно
приоритетной. Это соответствовало последним достижениям
и требованиям науки того времени.
Законом вводится новый не только для российской, но и
для мировой юстиции порядок судопроизводства в отношении
несовершеннолетних.
Позднее, в первом десятилетии XX в., он послужил
нормативной основой для деятельности особых
(специальных) судов для несовершеннолетних преступников,
которые были учреждены в 1910 г. в Петербурге, в 1912 г.
- в Москве, затем в других городах. Учреждение таких
судов повлекло за собой и расширение сети исправительных
заведений для несовершеннолетних.
Следующим этапом в развитии законодательства о
несовершеннолетних было Уголовное уложение 1903 г.,
которое пошло дальше и продолжило начатые реформы: оно
определило характер заведений для несовершеннолетних,
называя их воспитательно-исправительными, что
соответствовало духу времени и требованиям науки, ее
достижениям, международным взглядам; повысило возраст
несовершеннолетних, подлежащих
воспитательно-исправительному воздействию, - 21 год;
сделало попытку дифференцировать подход к
несовершеннолетним мужского и женского пола и т.д. Оно
во многом сохранило главные положения законов о
несовершеннолетних, принятых в конце XIX в.
Хотя Уголовное уложение сделало определенный шаг вперед
в развитии законодательства о несовершеннолетних, многих
вопросов не разрешило и оно. Так, не удалось повысить
возраст уголовной ответственности, сторонниками чего
были Н.С. Таганцев, И.И. Янжул и др. Не удалось
окончательно вывести несовершеннолетних из мест
заключения. Не был разрешен вопрос о порядке исполнения
наказания в отношении несовершеннолетних, содержащихся в
общих местах заключения, и некоторые другие проблемы.
Однако изменения в системе уголовных наказаний,
применяемых к несовершеннолетним, распространение
исправительных заведений требовали логического
продолжения законотворческой деятельности, и 19 апреля
1909 г. был утвержден Закон о
воспитательно-исправительных заведениях для
несовершеннолетних с объявлением Положения о таковых.
Это был принципиально новый для российского
законодательства нормативный акт.
Положение, именуя заведения
воспитательно-исправительными, определило характер
заведений, расширило круг лиц, подлежащих помещению в
заведения, более четко в нем были сформулированы и
условия, необходимые для этого. Прежде всего эти
заведения предназначались для осужденных по приговорам
суда. Учитывая, что дети бесприютные, нищенствующие,
бродяжничающие, отбившиеся от рук являются одним из
источников преступности вообще и рецидивной в частности,
законодатель признал возможным помещение в заведения и
этих категорий детей для принудительного воспитания в
целях предупреждения совершения ими преступлений.
Таким образом, в России, в отличие от Запада,
законодательство закрепляло существование одного типа
заведений как для детей, совершивших преступления, так и
не сделавших этого - воспитательно-исправительные. Они
учреждались для нравственного исправления помещаемых в
них несовершеннолетних и "подготовления к честной
трудовой жизни".
Важным было то, что законодательно закреплялась
государственная заинтересованность в укреплении и
расширении сети заведений для несовершеннолетних. Для
этого заведениям предоставлялись определенные льготы:
для их устройства предполагалось отведение казенных
земель, они освобождались от ряда налогов - с
недвижимого имущества, промыслового налога, квартирного,
гербового сбора, судебной пошлины и др. Были
предусмотрены субсидии на содержание воспитанников -
двойная сумма по установленной табели на каждого
арестанта, на медикаменты, единовременные пособия на
ремонт и т.д.
Новое Положение было первым нормативным актом, который
регулировал основные вопросы внутренней жизни
исправительных заведений. В нем нашли отражение основные
позитивные начала, которые были выработаны отечественной
практикой и Съездами представителей русских
исправительных заведений, а также основные идеи
гуманизма, обоснованные и развитые русской наукой
уголовного права.
Исправительные заведения для несовершеннолетних
правонарушителей состояли в ведении Главного тюремного
управления (ГТУ).
На местах вопросы, связанные с деятельностью
исправительных заведений, решали местные тюремные
комитеты и инспекции.
Важную роль в развитии общих начал исправительного
воспитания, выработке основных требований к его
организации играли Съезды представителей русских
исправительных заведений, которые и были учреждены
именно с целью координации деятельности, изучения и
обобщения опыта, выработки единства трактовки вопросов
исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Здесь
обсуждались вопросы как теории, так и практики
исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении
несовершеннолетних и предупреждения их преступности.
Непосредственно на местах жизнь исправительных заведений
организовывалась обществами, их учредившими, директором.
Для решения текущих вопросов был введен институт
дежурного воспитателя. Персонал заведений строил свою
работу в соответствии с Уставом заведений, инструкциями.
Деятельность государственных органов и общественности в
области организации исправления и перевоспитания
несовершеннолетних правонарушителей строилась на основе
разделения функций: контроль и частично финансирование,
а со временем правовую регламентацию государство в лице
Министерства юстиции и Главного тюремного управления
брало на себя; инициирование, организация, практическое
осуществление деятельности, преимущественное
финансирование отводилось обществам и частным лицам.
Двойственность, противоречивость происходящего
отражались в том, что, с одной стороны, это сыграло свою
положительную роль: отсутствие бюрократических пут
давало возможность творческого поиска, гибкость в
организации дела, мобильность. С другой стороны,
отсутствие материальной государственной поддержки вело к
ослаблению общественной инициативы, разрушению
заведений, утечке кадров, утрате накопленного опыта. В
том числе здесь отразились и негативные свойства: низкий
уровень организации; слабость управленческих звеньев;
медлительность в решении проблем и вопросов; слабость
материальной базы и, как следствие этого, низкий уровень
внешней культуры, примитивизм в деятельности, порой ее
бесплодность.
Важное значение в рассматриваемый период придавалось
кадрам воспитателей. В соответствии с требованиями
воспитателем мог быть человек, имеющий педагогическую
подготовку. В заведении ему предписывалось вести
школьные занятия (поэтому в ряде учреждений он
именовался учителем-воспитателем) и распоряжаться делами
своей "семьи", где таковые создавались, или
воспитательной группы. В своей деятельности он был
весьма самостоятельным, мог и должен был принимать
решения на основе собственной инициативы.
Однако не всегда удавалось подобрать воспитателей,
которые соответствовали бы предъявляемым требованиям.
Специалисты ощущали потребность в специальной подготовке
воспитателей, видели в этом необходимость и пытались
данный вопрос разрешить в зависимости от местных
возможностей.
Условия работы воспитателей были различными во всех
заведениях. Общим было то, что везде они не имели
никаких гарантий материального характера, поскольку
служба в заведениях не являлась государственной, а
следовательно, она не давала права на государственное
жалованье и пенсионное обеспечение. Этот вопрос сохранял
свою актуальность в течение довольно длительного времени
и был предметом обсуждения практически всех восьми
Съездов представителей исправительных заведений, но
разрешения на них не получил.
Кроме воспитателей, в работе с несовершеннолетними
участвовали мастера и надзиратели-"дядьки".
Важное значение в то время придавалось труду. С учетом
профиля заведения в нем организовывался труд
воспитанников. Ремесленные работы, выполняемые в
заведениях, были многочисленными и разнообразными,
преобладающими были столярно-токарные,
кузнечно-слесарские, сапожные, портновские.
В деле освоения мастерства и сельскохозяйственных умений
имелись определенные успехи, о чем свидетельствуют факты
участия заведений в практиковавшихся тогда выставках:
сельскохозяйственных, ремесленных, кустарных и пр. На
многих из них изделия и продукция заведений
удостаивались различных наград и поощрений. Это было
доказательством признания самих заведений и оценкой
труда воспитанников. Важным в этом вопросе является то,
что исправительные заведения были интегрированы в
общественную жизнь той местности, где они находились.
Участие в выставках давало воспитанникам чувство
принадлежности к общей жизни. Они видели признание и
одобрение своего труда, что не могло не оказывать своего
положительного влияния.
Кроме профессиональных, воспитанники выполняли различные
работы по самообслуживанию: сами себе шили и
ремонтировали одежду, обувь, заготавливали топливо и
продукты, убирали помещения, участвовали в приготовлении
пищи, уборке территории заведения и т.п. Таким образом,
они самостоятельно обеспечивали себе жизнь. Это приучало
их к уважению домашнего труда, аккуратности и просто к
умению обеспечивать и обслуживать себя.
Однако, несмотря на то что в организации труда
воспитанников, их профессионального обучения имелось
немало положительных явлений, здесь было много
нерешенных вопросов: 11-часовая и более
продолжительность рабочего дня, порой тяжелые работы,
выполнение их в ущерб профессиональному и школьному
обучению.
В системе воспитания важное место занимал режим,
наказания и поощрения. В заведениях, имеющих устойчивую
систему воспитания и хорошо подготовленные кадры,
требования режима строились исходя из педагогического
назначения и целесообразности заведений. Они
основывались на филантропических отношениях, при которых
вещественное выражение и оформление режима не вызывали
озлобления и протеста.
Эволюция взглядов на суть исправительных заведений, на
их питомцев, назначение заведений прежде всего находила
отражение в режиме заведений. С усилением карательной
идеи, естественно, ужесточался режим, с развитием идеи
гуманизма режим становился более гуманным, приемлемым и
терпимым для воспитанников.
Жизнь в исправительных заведениях для несовершеннолетних
правонарушителей строилась в соответствии с распорядком
дня, который составлялся директором.
Во многих заведениях старались наладить здоровый и
простой быт, который укреплял организм, приспосабливая
детей к условиям обычной жизни. Заведений, где имелись
хорошие помещения, было немного.
В связи с тем что среди детей были алкоголики, умственно
отсталые, психически больные, специалисты поднимали
вопрос об участии в работе подобных заведений
врачей-психиатров. Однако решить этот вопрос в
рассматриваемый период не удавалось, несмотря на те
усилия, которые прилагались.
Важным средством воздействия на несовершеннолетних
считалась система наказаний и поощрений, которая
отличалась большим разнообразием, поскольку законом она
не определялась и зависела от усмотрения учредителей.
Каждое заведение определяло перечень возможных наказаний
своим уставом. Наиболее распространенные были такие:
замечание или выговор, сделанные наедине или публично;
запрещение играть; запрещение свидания или переписки с
родственниками; лишение прогулок; назначение на
хозяйственные работы вне очереди.
К числу строгих наказаний относилось удаление
воспитанников, допустивших нарушение, в особое отделение
с более строгим режимом содержания на срок от трех дней
до одного месяца, а в некоторых случаях - до
освобождения. Это было распространено в Тамбовском,
Саратовском, Елецком, С.-Петербургском (в 80-х гг.),
Томском и других заведениях.
Важное значение для исправления воспитанников колонии
имели педагогические взгляды Александра Яковлевича
Герда. Одним из важнейших принципов педагогической
системы А.Я. Герда было признание им "руководящей роли
воспитателя и его личного влияния на детей". Он порицал
практику тех воспитателей, которые завоевывали мир в
"семье" угодливостью перед воспитанниками. Дети должны
группироваться вокруг воспитателя, а не подчинять его
себе. Если воспитатель не поставит и не зарекомендует
себя в группе как старший, то группа не сольется в
единый коллектив.
В связи с этим важное значение А.Я. Герд придавал
совместной жизни и работе воспитателя с детьми, его
личному примеру. По убеждению Герда, воспитатель должен
являться источником знаний для детей не только на
работе, но и в школе, в часы, свободные от занятий. В
этом отношении он давал замечательные образцы
внеклассных занятий с детьми. По отзывам современников,
он систематически устраивал для детей чтение
художественных книг, рассказов, проводил беседы о разных
явлениях в природе, о достижениях в естествознании,
стремился пробудить у них любознательность и мечту. На
свои занятия он всегда приносил рисунки, картины,
засушенные растения, насекомых. Наглядность помогала ему
как в обучении, так и в воспитании.
А.Я. Герд был глубоко убежден в том, что работа по
исправлению детей требует своих специалистов. По его
мнению, воспитатели в колониях для правонарушителей
обязательно должны быть с педагогическим образованием.
Но этого еще мало. Он считал, что не всякий педагог
годится выполнять обязанности воспитателя
детей-правонарушителей. Эти обязанности требуют своих
специалистов.
Чтобы восполнить этот недостаток, он проводил
систематические беседы с воспитателями. На этих
педагогических совещаниях оттачивалось их мастерство:
они не столько подводили итоги работы за день, сколько
разбирали методы работы, анализировали ошибки, обсуждали
настроение детей, высказывали мнения, предложения по
улучшению организации их жизни. В задачи совещаний
входила выработка единства действий воспитателей. Девиз
совещаний А.Я. Герда гласил: "Действовать и учиться
вместе".
А.Я. Герд не успел организовать при колонии учительскую
семинарию по подготовке педагогов-специалистов для
работы с детьми-правонарушителями. Но он создал школу
воспитателей. Педагоги, работавшие с Александром
Яковлевичем, постоянно получали приглашения от разных
обществ на занятие должностей директоров школ, приютов и
колоний.
А.Я. Герд был ярым противником формального,
механического воздействия на детей. Вместо формального
морализирования, чтения нотаций воспитанникам он
обращался к собранию группы, сделал его органом, который
регулировал всю жизнь колонии.
Воспитательный смысл собраний А.Я. Герд видел в развитии
самодеятельности детей, в поднятии их ответственности за
поступки товарищей, в привитии им жизненно-практических
навыков, в сплачивании детей в дружную работоспособную
группу. В колонии было хорошей традицией, что
воспитатель никого не наказывает и не поощряет без того,
чтобы предварительно не обсудить на собрании. Это
поднимало не только авторитет воспитателя, но и
укрепляло "семью".
Кроме общих собраний группы и колонии, детское
самоуправление развивалось по линии дежурств,
ответственности за различные участки работы: заведующий
кладовой, ответственный за полевые работы, за охрану
урожая, за чистоту и порядок в спальне и т.д.
Не потеряли своей значимости мысли А.Я. Герда об
индивидуальном подходе к воспитанникам. Он постоянно
требовал учитывать психологию подростка, советовал
воспитателям ничего не принимать под первым
впечатлением. Несправедливое отношение ведет к потере
доверия и уважения к воспитателю. В воздействии на
подростков он придерживался метода "естественных
последствий". Если воспитанник не умеет играть с
товарищами - отстраните от игр, займите его чем-нибудь
одного; нарушает требования совместной работы, не желает
убирать помещение - не брать его на прогулку, пусть
гуляет сам, а один никто не гуляет; шумит за столом,
спорит - отсадите его за отдельный стол. Если
воспитаннику был предоставлен отпуск, а он нарушил его
правила, значит, воспитанник не умеет пользоваться
свободой, доверием, надо лишить его этого удовольствия.
В практике колонии строго соблюдалось требование:
воспитанник, потерявший доверие, никуда не отпускается
один, всегда сопровождается кем-нибудь из товарищей и
постоянно находится под надзором всей группы.
Деятельность А.Я. Герда во многом была примером для
современников и не утратила актуальность до настоящего
времени.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.