Алексеев В.И. Надзор и охрана
арестантов в механизме правового регулирования
(1879-1917 гг.) // История государства и права. 2013.
№24. С. 19-25.
Наружная охрана в числе чинов конвойной стражи
осуществляет сопровождение арестантов гражданского
ведомства на внешние работы и в присутственные места,
оказывает содействие тюремному начальству при
производстве внезапных обысков, подавлении беспорядков в
местах заключения (ст. 186 Уст. сод. страж.). Она
устанавливала "важнейших арестантов, требующих особо
бдительного надзора, которых следует отправлять для
содержания в городские тюрьмы".
Внутренний надзор осуществлялся в тюрьмах через
надзирателей, и чтобы он был эффективным, арестанты
должны содержаться в запертых камерах (ст. 3 Общих
указаний...) <1>, необходимо не допускать самовольного
перехода арестантов из камеры в камеру (ст. 235 Уст.
сод. страж.). В целях предупреждения побегов
содержащиеся под стражей по обвинению в тяжких
преступлениях должны быть закованы в кандалы (ст. 237,
там же).
--------------------------------
<1> Общие указания, преподанные по установлению в
тюремных учреждениях надзора при введении в действие
положения о тюремной страже. Приложение 3 // Сборник
циркуляров ГТУ, изданных в 1879 - 1914 гг. СПб., 1915.
Ч. 2 (в дальнейшем - Цир. ГТУ).
Одним из основных требований режима в местах лишения
свободы законодатель устанавливает обязательную изоляцию
осужденных, а именно постоянный надзор за ними с тем,
чтобы исключить возможность совершения ими новых
преступлений. В деятельности тюремной администрации в
местах лишения свободы ее роль является исключительной в
применении мер, предупреждающих проникновение
запрещенных предметов и веществ, которые могут быть
использованы для совершения проступков, преступлений, и
в связи с этим установление ограничений и особого
порядка общения с осужденными.
Главное тюремное управление, анализируя соотношение
арестантов с краткими и долгими сроками заключения,
приходит к убеждению, что наиболее эффективной формой
исполнения наказания является краткосрочное тюремное
заключение, процент которого в эти годы составлял от
24,1 до 29,2% к общему количеству заключенных. В целом
процент исправительных наказаний за указанные годы
возрос, что являлось целью реформирования тюремного
ведомства, и составил максимум 90,5% в 1909 г. - как с
лишением прав, так и без оного <2>.
--------------------------------
<2> Энциклопедический словарь Русского
библиографического института "Гранат". Т. 36. Ч. 6. М.,
1936. С. 641.
К порядку размещения арестантов законодатель
устанавливает основное требование, чтобы арестанты
находились в строгой изоляции отдельной однородной
группы заключенных от всех остальных с целью
предупреждения вредного влияния друг на друга (ст. ст.
130, 172 - 182 Уст. сод. страж.). Требования режима
призваны обеспечить: 1) обязательную изоляцию и
постоянный надзор за осужденными; 2) точное и неуклонное
выполнение осужденными своих обязанностей; 3) различные
условия содержания в зависимости от характера и степени
опасности совершенного преступления <3>.
--------------------------------
<3> Ткачевский Ю.М. Советское исправительное право. М.,
1971. С. 70.
В качестве признаков рассматриваемого понятия следует
акцентировать внимание на следующих моментах:
нормативная определенность; наличие
государственно-властного характера; обеспечение
принудительным государственным воздействием; признание в
качестве единственного субъекта их реализации только
администрации исправительных учреждений <4>.
--------------------------------
<4> Горобцов В.И. Средства обеспечения режима в
исправительных учреждениях и их система // Проблемы
теории наказания и уголовно-исполнительного права / Под
ред. В.А. Уткина. Томск, 2003. С. 107.
Исходя из вышеизложенного, в числе мер
специально-предупредительной деятельности ГТУ в
ограничении своеволия и обуздания арестантов были такие,
как "воспрещение держать арестантские камеры открытыми,
что постоянно практиковалось ранее, давая возможность
арестантам различных категорий беспрепятственно
сноситься между собой... и чтобы в камерах устраивались
занавески и загородки, затрудняющие или даже делающие
совершенно невозможным надзор" <5>. В этом пункте
циркулярного распоряжения содержатся меры
государственно-принудительного воздействия (санкция),
которое в охранительных правоотношениях играет
существенную роль в отношении предупреждения
преступности.
--------------------------------
<5> Цир. ГТУ. 15 июня 1906 г. N 14.
В числе мер государственного принуждения, не связанных с
реализацией юридической ответственности, выделяют
принудительные меры или пресечение противоправных
деяний, применяемых в профилактических целях. В связи с
этим Главное тюремное управление требовало от
администрации тюрем осуществления возможно более частого
производства тщательных повальных обысков - не менее
двух раз в неделю под наблюдением и даже при
непосредственном участии начальников тюрем и их
помощников, а в тех случаях, когда имеются основания
подозревать подготовку арестантов к побегу, -
немедленно, по возможности внезапно <6>.
--------------------------------
<6> Цир. ГТУ. 15 июня 1909 г. N 10.
В условиях продолжающего революционно-освободительного
движения царское правительство усиливало карательные
санкции, которые преследовали цель общей
предупредительной и частнопредупредительной деятельности
с целью воздействовать на склонных к правонарушению и
поставить их в условия невыгодных для них последствий. В
очередном циркуляре Главное тюремное управление
рекомендовало: размещение особо опасных преступников в
отдельных камерах или небольшими партиями; своевременное
заковывание их в кандалы; частое и обязательное
производство у них обысков; особая осмотрительность при
выводе из камер; наряд достаточного количества
надзирателей для наблюдения за ними во время прогулок
<7>.
--------------------------------
<7> Цир. ГТУ. 1 сент. 1909 г. N 44.
Важной мерой было применение к уклоняющимся от наказания
за совершенные ими преступления дактилоскопии, которая
бы обеспечила обнаружение их личности в случае побега их
из места заключения и отказа при задержании объявить
свое имя и звание <8>. Главное тюремное управление
неоднократно подтверждало циркулярными распоряжениями
нормы права закона об устранении возможности незаконных
сношений арестантов как между собой, так и с внешним
миром, а также о предупреждении неоднократно имевших
ранее покушений на массовые побеги из тюремных церквей.
--------------------------------
<8> Цир. ГТУ. 30 дек. 1906 г. N 32.
При характеристике воспитательных свойств режима,
установленного администрацией тюрем на основании
тюремного законодательства в виде надзора и охраны,
обращает в первую очередь на себя внимание, что ему
принадлежит активная роль в предупреждении преступности,
формировании дисциплинированности осужденных. Идеи общей
и частной превенции, разработанных С.В. Познышевым,
признаются многими учеными и в наше время. Отмечается
также, что режим обеспечивает постепенное формирование
позитивных навыков и привычек у лиц, лишенных свободы
<9>, в т.ч. и в виде санкций за совершенные
правонарушения, предусмотренные нормами материального
права.
--------------------------------
<9> Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения
в исправительно-трудовых учреждениях. Л.: ЛГУ, 1963. С.
131.
"Применение мер государственного принуждения, наказания
преследует двуединую цель: реализацию юридической
ответственности, установленной законодательством, и
защиту общества, условий его существования,
функционирования и развития от посягательств со стороны
правонарушений" <10>. Арестант несет ответственность
прежде всего в позитивном значении, т.е. за правильное
выполнение возложенных на него обязательств.
"Юридическая ответственность - это ответственность на
основе законов государства в соответствии с законами
государства" <11>.
--------------------------------
<10> Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и
государства. Т. 1. М.: Соврем. гуманитар. ун-т, 2001. С.
243.
<11> Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России
(1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.
С. 360.
Таким образом, Главное тюремное управление достаточно
активно осуществляло деятельность по улучшению надзора и
охраны осужденных. Принуждение заключенных к
правомерному поведению нацелено на то, чтобы устранять
создавшиеся аномалии в условиях их содержания,
воздействовать на лиц, допустивших нарушения тюремного
режима.
Вместе с тем осуществление надзора в местах лишения
свободы невозможно без квалифицированного тюремного
персонала, а также и соответствующего его
количественного состава. В 1909 г. по сравнению с 1908
г. численность тюремной стражи увеличилось на 2240
человек, что составило 17% <12>. И в дальнейшем
количественный состав надзирателей увеличивался. Огромны
трудности работы надзирателей в особых условиях
тюремно-административной службы, которую приходится
нести вопреки ее неприглядности, а иногда и в условиях
чрезвычайного характера. Это не может не оказывать вреда
их здоровью, нервной системе, а потому такая служба не
может быть продолжительной. Низшая ступень администрации
ограничена в праве отлучиться из тюрьмы, как и сами
заключенные. "Это добровольные узники, от которых
требуется одна из самых тяжелых для человека жертв -
чувства личной свободы" <13>.
--------------------------------
<12> Отчет ГТУ за 1909 г. СПб., 1911. С. 27.
<13> Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского
юридического общества. СПб., 1890. С. 139.
Для охранения, перевозки массы заключенных нужно было
содержать большое количество надзирателей и конвоя -
ведь арестант нигде, кроме своей камеры под замком, не
может быть один, без надзора, в т.ч. и при передвижении
постоянного конвоя. Одних административно высылаемых
числилось в 1906 г. по тюрьмам до 36000 человек; кроме
того, осужденные в ссылку, на каторжные работы в Сибирь,
рассылаемые по другим тюрьмам. Строя свою смету на
пересылку арестантов, ГТУ исходило из среднего числа (в
1906 г.) - 4000 верст на человека в год <14>. Количество
надзирателей и охраны заключенных было следующим <15>:
--------------------------------
<14> Никитина Е. Торная дорога: (тюрьма и каторга 1905 -
1913 гг.). Л., 1927. С. 25.
<15> То же.
- 1904 г. - 10316 надзирателей;
- 1908 г. - 13272 надзирателя;
- 1910 г. - 15483 надзирателя;
- 1913 г. - 18000 надзирателей.
Ввиду серьезных требований, предъявляемых к
надзирательному составу, который должен служить образцом
несения обязанностей, Министр юстиции направил
распоряжения о тщательном отборе надзирателей для
прохождения курса обучения в школе в Санкт-Петербурге
(МЮ - ГТУ. 26 июля 1913 г. N 35) <16>, проведении
возможно более частых занятий с надзирателями по
стрельбе (МЮ - ГТУ. 2 окт. 1913 г. N 44) <17>, включении
в обязанность всем без исключения чинам тюремной стражи
знания "на память" основных положений Инструкции о
порядке употребления оружия <18>, особом внимании к
правильному ношению надзирателями револьверов (спереди,
слева у поясной бляхи) (МЮ - ГТУ. 12 окт. 1913 г. N 44)
<19>.
--------------------------------
<16> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 120.
<17> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 37 об.
<18> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 11 об.
<19> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 37.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению состава
надзора и условий его службы, добиться значительного
улучшения так и не удалось: тюремное население
прибавлялось, а штаты администрации оставались теми же
<20>. В частности, этим исключительно и объясняется
просьба начальника тюменской уездной тюрьмы в тюремное
отделение тобольского губернского управления об
увеличении штата надзирателей на пять человек, ввиду
большого числа содержащихся в 1908 г. заключенных и
разбросанности зданий тюрьмы, с тем чтобы увеличить
число надзирательских постов <21>, т.е. где раньше
содержалось 500 заключенных, а теперь имелось 750 - 800,
при увеличении штата служащих лишь на двух-трех
надзирателей <22>. Естественным результатом такого
положения дел стали частые побеги арестантов из тюрем,
еще чаще стали совершаться различные преступления и
проступки.
--------------------------------
<20> Журчало Я. Современная тюрьма и ее особенности.
СПб., 1910. С. 10.
<21> ТФ. ГАТО. Ф. 331. Оп. 15. Ед. хр. 7. Л. 33.
<22> Журчало Я. Указ. соч. С. 13.
Практика осуществления надзора и охраны говорит о том,
что надзор осуществлялся крайне неудовлетворительно, а
количественный состав надзирателей пополнялся лишь
тогда, когда переполнялась тюрьма; их подготовка к
службе фактически не проводилась. "Я знал одну тюрьму, -
пишет Я. Журчало, - в которой существовал такой обычай:
стоящий на посту надзиратель, заметив издали
подъезжающее начальство, ударом в колокол давал знать об
этом тюрьме. Все немедленно расходились по своим местам,
двери камер запирались должным образом. Были, наконец, и
такие тюрьмы, в которых внутренний порядок, порядок
размещения арестантов был подчинен арестантам, а потому
руководство исполнением наказания исходило из личных
соображений, а не по закону <23>.
--------------------------------
<23> То же. С. 15.
Как сообщало Главное тюремное управление, чрезвычайно
возрос процент дерзких побегов арестантов из мест
заключения путем подкопов, взломов оконных решеток,
пролома потолков и полов. При побегах в распоряжении
арестантов неоднократно, как это было установлено, были
орудия взлома, ножи, кинжалы, огнестрельное оружие,
взрывчатые вещества и разрывные снаряды, пользуясь
которыми, преступники совершали насилие над стражей, не
останавливаясь даже перед ее убийством <24>. Безусловно,
если при исполнении уголовного наказания не будут
устраняться причины совершения преступления со стороны
осужденных, это обстоятельство не будет способствовать
действенности применяемых пенитенциарных средств, не
окажет влияния на профилактику рецидивной преступности.
--------------------------------
<24> Цир. ГТУ. 15 июня 1906 г. N 14.
О халатности тюремной администрации, послаблении режима
содержания арестантов свидетельствуют такие примеры:
побег из карцера трех арестантов Курганского тюремного
замка, которые вскрыли деревянный пол <25>. 25 марта
1908 г. в Ковенской тюрьме (Польша) арестанты,
приговоренные к каторжным работам на разные сроки, в
составе 22 человек, напоив водкой стоявшего в коридоре
возле них надзирателя Козловского и дождавшись, пока он
заснет, все вышли из камеры, вынув револьвер из его
кобуры, сбежали из тюрьмы <26>.
--------------------------------
<25> ТФ. ГАТО. Ф. 331. Оп. 15. Ед. хр. 51. С. 108.
<26> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 5432. Л. 4.
Что касается указания на изоляцию осужденных, то она
обеспечивается посредством другого вида деятельности -
охраны осужденных, содержащихся в исправительных
учреждениях. Министр юстиции, подчеркивая важность
соблюдения режима, утвердил Инструкцию "Об употреблении
оружия чинами тюремной администрации" от 17 декабря 1907
г. В содержании циркуляра начальникам мест заключения 10
марта 1915 г. сочетались элементы надзора и охраны
арестантов, устанавливалась тесная связь между часовыми
на постах и надзирательским составом.
Как отмечено в циркуляре, в случае если от часового
получены сведения о каком-либо обнаруженном им нарушении
арестантами должного порядка, в соответствующую камеру
должен немедленно направиться начальник или его помощник
или дежурный надзиратель и приказать арестантам
прекратить беспорядок, при этом виновные арестанты
должны быть без малейшего промедления удалены из камеры
в карцер.
К числу проступков относится запрет "подходить
арестантам к окнам и кричать или переговариваться с кем
бы то ни было, обмениваться через окна какими-либо
знаками, садиться на подоконник и что бы то ни было
выбрасывать за окно. Арестанты должны твердо знать, что
в случае нарушения ими означенных требований часовой
может применить оружие" <27>.
--------------------------------
<27> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 11 об.
С преобразованием управления местами заключения, в
частности, в Тобольской губернии, воинский караул при
тюрьмах сняли и наружное окарауливание возложили на
тюремную стражу. Главное назначение наружных постов - в
охране извне тюрьмы от побегов и недопущении сношения
арестантов с внешним миром. Поэтому начальникам мест
заключения надлежало внушить наружным постовым
надзирателям, что они, некоторым образом, исполняют
обязанности бывших военных часовых при тюрьмах и так же,
как и часовые, должны строго и свято относиться к своим
обязанностям и не оставлять своего поста, пока не будут
сменены или сняты, даже если бы их жизни угрожала
опасность (Цир. МЮ. 3 дек. 1913 г. N 42).
В тюрьмах европейской России военные караулы
существовали лишь в виде редкого исключения. Такие
караулы существовали в 1911 г. в Пермской и
Екатеринбургской тюрьмах, в каторжной тюрьме
Николаевского градоначальства и в нескольких
исправительных арестантских отделениях, предназначенных
для содержания ссыльнокаторжных и превращенных поэтому
во временные каторжные тюрьмы. В общем нижними чинами
войск наружный караул выполнялся на 350 постах, а
надзирателями - на 2300 постах.
Охрана имела своими задачами предупреждение и ликвидацию
побегов осужденных, нападения с их стороны на
администрацию исправительных учреждений. В
предупреждении побегов содержащиеся под стражей по
обвинению в тяжких преступлениях должны были быть
закованы в кандалы (ст. 237, Уст. сод. страж.). Вместе с
тем в период революционных событий 1905 - 1907 гг. по
расчету на каждую тысячу среднего ежедневного тюремного
населения всех мест заключения приходилось бежавших
арестантов <28> (см. таблицу).
--------------------------------
<28> Краткий очерк деятельности Главного тюремного
управления в первые XXXV лет его существования (1879 -
1914 гг.) // Тюремный вестник. СПб., 1914. С. 53.
Годы
1901
1902
1903
1904
1905
1906
1907
1908
1909
1910
1911
Число сбежавших
8
7
13
14
23
29
20
8
8
7
7
Вышеприведенные примеры наглядно показывают, что
одновременно режим устанавливал правила поведения всех
субъектов и участников правоотношений. С одной стороны,
тюремное ведомство стремилось к ограничению своеволия и
обуздания арестантов, а с другой - к повышению
ответственности чинов тюремной системы.
Таким образом, охрана была направлена на предотвращение
побегов арестованных, нападения с их стороны на лиц,
осуществляющих свои обязанности на внешних постах
охраняемого объекта; она постоянно совершенствовалась
как с точки зрения кадрового состава, так и опыта
несения караульной службы. Надзор за арестантами
преследовал задачи предупреждения различных нарушений в
местах лишения свободы, осуществления юридических
обязанностей и поддержания надлежащего режима как
неотъемлемого элемента карательно-воспитательного
процесса.
После буржуазно-демократической революции 1917 г. был
провозглашен принцип необходимости признавать в
заключенном личное достоинство человека. Приказом
начальника Главного тюремного управления N 1 устранено
из тюремной практики наложение кандалов как мера
предупреждения побегов (ст. 407 Уст. сод. страж. изд.
1909 г.) <29>. Для предупреждения побегов пересылаемых
лиц от конвоя в пути следования надлежало усиливать в
потребных случаях состав конвоя, по усмотрению
конвойного начальства, не прибегая к наложению на
арестантов наручников или предохранительных связок (ст.
188 Уст. конвойной службы) <30>.
--------------------------------
<29> ГАРФ. Ф. 7420. Оп. 2. Д. 337. Л. 1.
<30> Там же. Л. 35.
В изданном 5 сентября 1917 г. Циркуляре N 72 Министра
юстиции и Главного управления местами заключения
записано: "...принимаемые заключенные до отвода их в
предназначенные им помещения должны быть подвергнуты
тщательному обыску с соблюдением во всяком случае их
человеческого достоинства" <31>.
--------------------------------
<31> Там же. Л. 15.
На основании вышеизложенного следует отметить, что
надзор и охрана арестантов стали несколько более
либеральными. Применяемая прогрессивная система
содержания, т.е. весь режим наказаний и вознаграждений,
заставляет не только соблюдать тюремный порядок, но и
добиваться эффективного воздействия тюрьмы на
арестантов. Режим как пенитенциарное средство
посредством охраны и надзора имеет свои этапы, периоды
временного ужесточения и последующего смягчения, ибо это
процесс регулируемый.
Список литературы
1. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в
исправительно-трудовых учреждениях. Л.: ЛГУ, 1963.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991
- 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.
3. Горобцов В.И. Средства обеспечения режима в
исправительных учреждениях и их система // Проблемы
теории наказания и уголовно-исполнительного права / Под
ред. В.А. Уткина. Томск, 2003.
4. Журчало Я. Современная тюрьма и ее особенности. СПб.,
1910.
5. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и
государства. М.: Соврем. гуманитар. ун-т, 2001. Т. 1.
6. Краткий очерк деятельности Главного тюремного
управления в первые XXXV лет его существования (1879 -
1914 гг.) // Тюремный вестник. СПб., 1914.
7. Никитина Е. Торная дорога: (тюрьма и каторга 1905 -
1913 гг.). Л., 1927.
8. Общие указания, преподанные по установлению в
тюремных учреждениях надзора при введении в действие
положения о тюремной страже. Приложение 3 // Сборник
циркуляров ГТУ, изданных в 1879 - 1914 гг. Ч. 2. СПб.,
1915.
9. Отчет ГТУ за 1909 г. СПб., 1911.
10. Ткачевский Ю.М. Советское исправительное право. М.,
1971.
11. Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского
юридического общества. СПб., 1890.
12. Энциклопедический словарь Русского
библиографического института "Гранат". Ч. 6. М., 1936.
Т. 36.