Лоскутов С.М.
Генерал-губернаторы и их полномочия по борьбе с террором
в России в конце XIX - начале XX в.
// История государства и права.
2014. №2. С. 45-49.
Первые покушения террористов на императора Александра II,
произошедшие в 1866 и 1867 гг., не были восприняты
властью всерьез. Правительство рассчитывало пресечь
деятельность преступных элементов в рамках действующих
нормативно-правовых актов, однако дальнейшее развитие
событий показало несостоятельность подобного подхода. На
решительные меры царь-освободитель пошел лишь в 1879 г.,
когда сначала 9 февраля член партии "Народная воля" Г.Д.
Гольденберг выстрелом смертельно ранил харьковского
губернатора князя Д.Н. Кропоткина, а затем 2 апреля член
"Земли и воли" А.К. Соловьев стрелял в самого Александра
II, когда тот совершал прогулку в окрестностях Зимнего
дворца, но все пули прошли мимо цели. На дознании и в
суде Соловьев признал себя виновным, однако, согласно
его показаниям, действовал он самостоятельно, но в
сознании того, что его поступок согласуется с духом
программы его партии <1>.
--------------------------------
<1> См.: Московские ведомости. 27.05.1879. N 132. С. 3.
Тем не менее данные заявления Соловьева не смогли
разубедить правительство в том, что в стране действует
настоящая террористическая организация. 5 апреля
император издает Указ, в котором вновь подчеркивает, что
"события последнего времени с очевидностью указывают на
существование в России... шайки злоумышленников,
пытающейся подорвать все основы государственного и
общественного быта", которая не ограничивается
распространением "самых возмутительных учений", но и
покушается "на жизнь высших сановников Империи и других
лиц, облеченных правительственною властью", вплоть до
покушения на цареубийство <2>. Александр II решает
прибегнуть к исключительным временным мерам для
охранения общественного порядка и вручает чрезвычайные
права генерал-губернаторам, фактически переводя ряд
губерний на положение военного времени.
--------------------------------
<2> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59476. С.
298.
Согласно Указу генерал-губернаторам подчиняются все
местные гражданские управления (в рамках ст. 46
Положения о полевом управлении войск в военное время), а
также учебные заведения всех ведомств, по предметам,
относящимся до хранения порядка и общественного
спокойствия. Генерал-губернаторы получают право
предавать военному суду всех гражданских лиц не только
за совершение государственных преступлений, но и "за
совершение других преступлений, общими уголовными
законами предусмотренных, когда они признают это
необходимым в видах ограждения общественного порядка и
спокойствия". Кроме того, генерал-губернаторы получили
право:
- высылать административным порядком;
- подвергать личному задержанию;
- приостанавливать или запрещать издание журналов и
газет;
- принимать меры, которые "они признают необходимыми для
охранения спокойствия во вверенном им крае".
Кроме уже действовавших на тот момент Московского,
Киевского и Варшавского генерал-губернаторств, указ
вводил временные должности генерал-губернаторов в
Петербурге, Харькове и Одессе, с подчинением им
соответствующих губерний <3>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 299.
В дальнейшем особые права генерал-губернаторов по
охранению порядка и общественного спокойствия продолжали
расширяться и уточняться. Так, 28 марта 1880 г.
император утвердил Положение Комитета министров "О
правах временных генерал-губернаторов". Согласно данному
документу:
1) все ходатайства дворянских собраний, земских и
городских учреждений, имеющие отношение к охранению
общественного спокойствия, должны направляться
соответствующим министрам и главноуправляющим через
генерал-губернаторов соответствующих губерний;
2) по всем предметам, касающимся нужд и пользы губерний,
генерал-губернаторы непосредственно выходят на
соответствующих министров и главноуправляющих, которые,
если согласовать общую позицию не удалось, через Комитет
министров передают дело на рассмотрение императора;
3) в случае нарушения законов по охранению порядка и
общественного спокойствия со стороны местных
правительственных, сословных или общественных учреждений
генерал-губернаторы принимают меры по восстановлению
нарушенного порядка и сообщают о произошедшем
соответствующему министру или главноуправляющему <4>.
--------------------------------
<4> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 2. 60730. С.
7.
Одновременно с увеличением прав генерал-губернаторов
расширялась и область, на которую распространялась их
власть. Так, отдельным указом временному одесскому
генерал-губернатору была подчинена еще и Таврическая
губерния <5>. В дальнейшем генерал-губернаторы получили
право распространять действие Указа от 5 апреля "и на
губернии, входящие в состав местных военных округов, в
тех случаях, когда это окажется нужным" <6>, чем они
активно пользовались. Так, уже в мае 1879 г. сенатскими
указами были подтверждены подобные решения ряда
генерал-губернаторов. Временному одесскому
генерал-губернатору были подчинены Екатеринославская и
Бессарабская губернии <7>. В ведение московского
генерал-губернатора отошли Ярославская, Тверская и
Костромская губернии <8>, днем позже еще и Владимирская
с Нижегородской <9>, а в августе к этому списку была
добавлена Смоленская губерния <10>. Временному
харьковскому генерал-губернатору, в свою очередь, были
подчинены Черниговская, Полтавская, Курская, Орловская и
Воронежская губернии <11>. Расширение списка губерний,
находящихся под действием данного Указа, продолжалось и
в 1880 г.: "...те же права относительно административной
высылки в пределах вверенного ему края" были
предоставлены генерал-губернатору Восточной Сибири <12>.
Однако уже в мае 1880 г. император сам очертил губернии,
подчиняющиеся генерал-губернаторам, и изъял у последних
право самостоятельно распространять действие Указа от 5
апреля на другие губернии, входящие в подчиненные им
военные округа. Отныне это мог делать только сам
император, а право испрашивать подобные указания через
Комитет министров получил министр внутренних дел <13>.
--------------------------------
<5> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59501. С.
307.
<6> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59531. С.
317.
<7> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59688. С.
448 - 449.
<8> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59710. С.
458.
<9> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59711. С.
458.
<10> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 54. Ч. 2. 59920. С.
37.
<11> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 54. Ч. 2. 60187. С.
237.
<12> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 1. 60700. С.
99.
<13> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 1. 60925. С.
241 - 242.
27 апреля 1879 г. был объявлен Указ, который продолжил
расширение компетенции генерал-губернаторов. По данному
Указу "дознания по всем вообще делам о государственных
преступлениях и противозаконных сообществах" после их
окончания вместе с заключениями прокуроров должны были
поступать непосредственно местным генерал-губернаторам.
Последние принимали решение о том, применить ли к этим
делам Указ от 5 апреля или вернуть их прокурору для
дальнейшего рассмотрения в обычном порядке <14>.
--------------------------------
<14> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59552. С.
326.
Отметим, что генерал-губернаторы широко применяли свои
чрезвычайные полномочия для подавления
социально-революционного движения. Ими был издан длинный
ряд обязательных постановлений о разных предметах,
состоящих более или менее в связи с этим движением, с
установлением крупных денежных штрафов за их нарушение.
Производились усиленные обыски и аресты лиц,
заподозренных в соучастии со злоумышленниками. Большая
часть арестованных высылалась из Петербурга и
университетских городов под надзор полиции в разные
местности; уличенные в виновности предавались военному
суду <15>. Всего с апреля 1879 г. по июль 1880 г. под
надзор полиции в административном порядке было выслано
без суда 575 человек <16>.
--------------------------------
<15> Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и
царствование. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. Т. 2. С.
614 - 615.
<16> Троицкий Н.А. Царские суды против революционной
России. Саратов: Издательство Саратовского университета,
1976. С. 94.
Дальнейшее расширение компетенции генерал-губернаторов
произошло в царствование императора Александра III. В
соответствии с Положением от 14 августа 1881 г. "О мерах
к охранению государственного порядка и общественного
спокойствия" генерал-губернаторы получали особые права
после введения в отдельных местностях империи
"исключительных положений" <17>.
--------------------------------
<17> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 1. 350. С. 261 -
266.
В случае объявления местности в состоянии усиленной
охраны генерал-губернаторы, по сути, получали право
чрезвычайного нормотворчества. Так, согласно Положению,
они могли "издавать обязательные постановления" и
устанавливать за их нарушения взыскания, "не превышающие
трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей"
<18>. Кроме того, им было поручено:
--------------------------------
<18> Там же. Ст. 14, 15. С. 262 - 263.
1) разрешать в административном порядке дела о
нарушениях изданных ими постановлений
(генерал-губернаторы могли возложить эту обязанность на
подчиненных им губернаторов, градоначальников и
обер-полицмейстеров);
2) запрещать любые собрания (народные, общественные и
частные);
3) закрывать на определенный срок или на все время
действия состояния усиленной охраны любые торговые и
промышленные предприятия;
4) запрещать отдельным личностям пребывание на
территории, находящейся в состоянии усиленной охраны, с
возможностью их высылки <19>.
--------------------------------
<19> Там же. Ст. 16. С. 263.
Более того, генерал-губернаторы в подчиненных им
местностях имели право передать любое уголовное дело на
рассмотрение военного суда и требовать рассмотрения его
при закрытых дверях. Военный суд по таким делам получал
право назначить наказание в виде смертной казни.
Утверждение приговора опять же отдавалось на откуп
генерал-губернаторам <20>.
--------------------------------
<20> Там же. С. 263 - 264. Ст. 17. 18. 19.
В случае объявления местности в состоянии чрезвычайной
охраны для управления ею назначался главноначальствующий,
который при необходимости получал и права
главнокомандующего армией в военное время.
Главноначальствующим, в соответствии с Положением,
становился генерал-губернатор <21>.
--------------------------------
<21> Там же. С. 264. Ст. 24, 25.
Кроме прав, предусмотренных отделом о положении
усиленной охраны, главноначальствующие получали
дополнительные права:
1) подчинять отдельные местности особо назначаемым
лицам;
2) учреждать военно-полицейские команды, определять их
права и обязанности;
3) изымать дела из общих судов и передавать их как в
военные суды, так и на рассмотрение в административном
порядке;
4) налагать секвестр на недвижимое и арест на движимые
имущества и доходы с них;
5) подвергать в административном порядке лиц заключению
в тюрьмы или крепости на три месяца или аресту на тот же
срок, или денежному штрафу до трех тысяч рублей;
6) устранять от должности чиновников, а также выборных
сословных, городских и земских учреждений;
7) разрешать экстренные, приостанавливать и закрывать
очередные собрания сословных, городских и земских
учреждений, определять вопросы, подлежащие устранению из
обсуждения на этих собраниях;
8) приостанавливать периодические издания;
9) закрывать учебные заведения на срок не более одного
месяца <22>.
--------------------------------
<22> Там же. С. 264 - 265. Ст. 26.
Чуть позже, в 1892 г., генерал-губернаторы получили
особые права и на территориях, на которых было введено
военное положение. Несмотря на то что по Закону "О
местностях, объявляемых состоящими на военном положении"
гражданские власти подчинялись военному начальству <23>,
пятый раздел этого Закона наделял генерал-губернаторов
широкими правами, полностью совпадающими с теми, которые
предоставлялись им по Положению о мерах к охранению
государственного порядка и общественного спокойствия в
случае введения в местностях состояния чрезвычайной
охраны <24>.
--------------------------------
<23> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 12. 8757. С. 480 -
481. Ст. 13 - 16.
<24> Там же. С. 481 - 483. Ст. 18 - 22.
При Николае II генерал-губернаторы в целом сохранили все
полученные ими ранее права. Более того, развитие событий
в стране несколько раз заставляло правительство
расширять их полномочия.
Первое такое расширение произошло в 1905 г. после
Кровавого воскресенья, когда "в видах охранения
государственного порядка и общественной безопасности" в
столице была учреждена должность генерал-губернатора
<25>. Изначально его власть распространялась на сам
Санкт-Петербург и на Санкт-Петербургскую губернию,
однако спустя пару дней ему были подчинены полиция и
состоящие в ведении Министерства императорского двора
учреждения в гг. Царское Село, Петергоф, Гатчина и
Павловск <26>.
--------------------------------
<25> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25642. С. 24.
<26> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25655. С. 28.
Генерал-губернатор получил крайне широкие полномочия.
Ему подчинялись губернатор, градоначальник, губернское
жандармское управление и жандармские полицейские
управления железных дорог. По предметам, относящимся к
охранению государственного порядка и общественного
спокойствия, ему подчинялись все местные гражданские
управления и учебные заведения, а в полицейском
отношении - все казенные фабрики, заводы и мастерские.
Генерал-губернатор получил право запрещать отдельным
личностям пребывание в столице, а также издавать
обязательные постановления в порядке правил о положении
усиленной охраны, причем предмет таких постановлений был
расширен по сравнению с Положением - в аналогичном
порядке могли издаваться и постановления по вопросам
благоустройства и благочиния. В случае необходимости
генерал-губернатор мог вызывать для содействия
гражданским властям войска, лично определяя их род и
количество, причем прибывшие войсковые части переходили
под его непосредственное командование <27>.
--------------------------------
<27> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25642. С. 24.
При генерал-губернаторе Указом от 24 января была
учреждена канцелярия <28>. В соответствии со штатом в ее
состав входили 23 человека, однако генерал-губернатор
получил право назначать не более десяти чиновников
особых поручений сверх штата. Кроме того,
генерал-губернатору отпускалась особая сумма "на
экстраординарные расходы", размер и источники которой
определялись по соглашению с министрами внутренних дел и
финансов <29>.
--------------------------------
<28> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25740. С. 63.
<29> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. Штаты и табели.
С. 22 - 23.
Однако новая должность существовала недолго. После
опубликования Манифеста 17 октября и назначения
министром внутренних дел П.Н. Дурново был издан Указ,
упразднивший должность санкт-петербургского
генерал-губернатора и его канцелярию <30>.
--------------------------------
<30> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 26893. С. 799.
Второе временное расширение полномочий
генерал-губернаторов произошло в 1906 г. на основании
Положения "Об учреждении военно-полевых судов". В
соответствии с этим документом, в местностях,
объявленных на военном положении или в положении
чрезвычайной охраны, генерал-губернаторы получили право
предавать обвиняемого военно-полевому суду для суждения
по законам военного времени в тех случаях, когда
"учинение лицом... преступного деяния является настолько
очевидным, что нет надобности в его расследовании".
Военно-полевой суд учреждался в указанном
генерал-губернаторами месте в составе председателя и
четырех офицеров от войск или флота. Распоряжение о
передаче дела в такой суд с указанием лица, предаваемого
суду, и предмета предъявляемого обвинения должно было
следовать безотлагательно за совершением преступного
деяния и по возможности в течение суток. Суд должен был
немедленно приступить к разбору дела при закрытых дверях
и окончить его рассмотрение в срок, не превышающий двух
суток. Объявленный приговор не подлежал обжалованию и
немедленно вступал в законную силу. Его необходимо было
привести в исполнение не позже суток с момента
провозглашения <31>. Следовательно, Положение
предусматривало значительное ускорение судебного
процесса: между передачей дела в суд и исполнением
приговора проходило не более трех суток, а решение
вопроса о направлении каждого конкретного дела в такой
суд отдавалось на откуп все тем же генерал-губернаторам.
--------------------------------
<31> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 26. 28252. С. 813 -
814.
Таким образом, появившись на волне первых
террористических актов, генерал-губернаторы сохраняли
свои полномочия на протяжении длительного периода.
Данная должность, вводившаяся для ускорения решения
вопросов на местах и быстрого реагирования на
возникающие проблемы, доказала свою состоятельность, что
и стало причиной ее последующего развития в царствование
Александра III и Николая II.
Список использованной литературы
1. Московские ведомости. 27.05.1879. N 132.
2. ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53 - 55.
3. ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 1; 12; 25; 26.
4. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и
царствование. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. Т. 2.
5. Троицкий Н.А. Царские суды против революционной
России. Саратов: Издательство Саратовского университета,
1976.