Балковая В.Г.
Российская таможенная служба и гостиные дворы (XVI-XVIII
вв.)
// История государства и права.
2014. №4. С. 38-42.
В свете происходящей в современной России реформы
государственного управления особую актуальность
приобретают историко-правовые исследования, посвященные
ранним этапам становления и развития системы
исполнительной власти. Обращение к историческому опыту
российской государственной службы позволит лучше понять
сущностные моменты, характеризующие этот важный феномен
в современной юридической науке. В истории
отечественного административного права достаточно важное
место занимает история создания и становления российской
таможенной службы как особого направления деятельности и
как особой организационной структуры государства.
Таможенная служба исторически исполняла важную задачу в
сфере государственного финансового управления, организуя
и координируя систему косвенного налогообложения в
московском централизованном государстве и на первом
этапе становления Российской империи (XV - XVIII вв.).
Среди организационных структур таможенной системы того
исторического периода достаточно важное место занимали
гостиные дворы, фактически исполнявшие роль таможенной
инфраструктуры.
Практика создания торговых подворий была широко
распространена в Средневековье в подавляющем большинстве
стран, где они организовывались по типу землячеств. Это
было удобно для иноземных и иногородних купцов, т.к. по
прибытии в чужой город перед ними традиционно вставал
ряд организационных проблем - где складировать товар,
где торговать, где жить самому купцу и его приказчикам.
В гостиных дворах существовали амбары, предназначенные
для хранения товаров, торговые лавки, жилые помещения.
Практика компактного заселения иноземных купцов была
удобна не только для них, но и для государства, т.к. при
этом было легче следить за их поведением, а также
организовывать таможенное обложение внутренних торговых
операций. Именно поэтому в Российском государстве
произошло сращивание гостиных дворов с таможенной
системой.
Гостиные дворы создавались практически во всех крупных
торговых центрах Московского государства, в небольших
городах такой двор существовал в единственном числе, в
более крупных их могло быть несколько. Так, имеются
свидетельства о существовании в Пскове двух дворов -
гостиного и немецкого [1. С. 106], в Великом Новгороде
трех - Тверского, Псковского и Немецкого [2. С. 35].
Наибольшее количество гостиных дворов в XVII в. - восемь
- по свидетельству П.П. Мельгунова, существовало в
столице Российского государства Москве. Среди них
ведущими были Старый и Новый, расположенные в
непосредственной близости от Кремля и Большой Московской
таможни, именно в них осуществлялись оформительские
таможенные процедуры. Остальные дворы, созданные по
национальному признаку - Персидский, Шведский,
Литовский, Армянский, Греческий, Английский [3. С. 8] -
в значительной мере напоминали традиционные торговые
подворья.
Первые упоминания о гостиных дворах в связи с
организацией таможенного дела относятся к правлению царя
Ивана Васильевича Грозного. Связано это было с реформой
местного управления - появлением земских, зубных,
таможенных изб как органов местного управления, а также
возникновением "верного" способа государственной службы,
при котором штаты органов местного управления
укомплектовывались за счет местного посадского населения
в порядке государственной повинности, причем обязанности
исполнялись безвозмездно в течение одного года.
Достаточно часто к отправлению должностей в верных
таможнях привлекались представители купечества. Это
объяснялось несколькими причинами. Во-первых, люди,
сведущие в торговле, лучше могли определить стоимость
облагаемого пошлинами товара. Во-вторых, многие торговцы
были неплохо для своего времени образованы и могли вести
отчетную документацию. В-третьих, важным моментом было
то, что они были состоятельны, ведь в случае недобора
таможенных платежей недоимки могли взыскиваться из
личных средств таможенников.
Гостиные дворы в московском централизованном государстве
были непосредственно связаны с таможенной системой, это
было единственное место в городе, где велся официальный
торг иногородних купцов, а также совершались оптовые
сделки. Так как внутренние торговые операции облагались
таможенными пошлинами, в большинстве городов таможенная
изба располагалась либо на самом гостином дворе, либо
примыкала к нему. Гостиные дворы были определенным
образом обустроены, была обеспечена их охрана. Уже в
начале XV в. в Москве гостиный двор, расположенный в
районе Китай-города, был обнесен каменной стеной. Новый
гостиный двор, строившийся в середине XVII в., имел
дополнительно каменные лавки и амбары [4. С. 87]. В
целом гостиный двор выглядел как прямоугольная площадь,
обнесенная каменной или деревянной стеной крепостного
типа с башнями по углам и над воротами. По внутренним
сторонам стен устраивались двух-, трехэтажные торговые и
складские помещения [5. С. 54].
Уже в уставной таможенной грамоте 1577 г., выданной
верным таможенникам Великого Новгорода, предписывалось
всем иногородним купцам останавливаться с товарами в
гостином дворе, "а опричь гостиных дворов торговым людям
с товаром не ставиться" [2. С. 35]. Эта норма играла
важнейшую роль в таможенных оформительских процедурах
вплоть до середины XVIII в. и неоднократно дублировалась
в актах законодательства различного уровня.
Несоблюдение нормы о размещении в гостином дворе влекло
серьезное наказание, размер и форма которого могли
значительно варьироваться в разных городах и в разные
исторические периоды. Чаще всего это была конфискация,
причем наказанию подлежали как купец, так и владелец
подворья - и товар, и частный двор должны были быть
конфискованы на Великого государя. Учитывая серьезность
юридических последствий для нарушителя, эта санкция
осуществлялась не выборными таможенниками, а
представителем царской администрации - "государевым
дьяком, который дьяк по государеву указу товар их велит
имать на государя, по тому же, как на Москве" [2. С.
24]. В частности, такая мера наказания предусматривалась
уставной таможенной грамотой Великому Новгороду 1571 г.
Другой, более мягкий подход к несоблюдению нормы о
размещении в гостином дворе, был закреплен в уставной
грамоте, выданной Суздалю в 1606 г. Здесь также
наказанию подлежали и владелец частного подворья, и
купец, но наказание назначалось в виде денежных штрафов:
полполтины с владельца двора, пустившего иногороднего
купца; полполтины с купца-нарушителя в качестве общего
штрафа и дополнительный штраф в зависимости от стоимости
товара. Также купец-нарушитель должен был уплатить
четыре деньги "хоженого" в счет оплаты работы пристава
[1. С. 100].
Таможенные процедуры, связанные с гостиными дворами,
приобрели общероссийский характер после включения нормы
о них в Торговый устав 1653 г., положивший начало
таможенной реформе царя Алексея Михайловича. После этого
снова было ужесточено наказание за несоблюдение нормы о
размещении в гостином дворе. В соответствии с Наказом
Большой Московской таможне 1681 г. предписывалось: "...и
того человека (который пустил) двор, и животы (движимое
имущество), и того торгового человека товар взяти на
Великого государя бесповоротно, да им же за то быть в
смертной казни" [1. С. 183]. В практике смертная казнь
обычно заменялась торговой - битьем кнутом на торговой
площади, а нередко власти ограничивались только
конфискацией. Однако и такая санкция была несоразмерна
тяжести проступка. Таким образом, государственное
регулирование внутренней торговли в централизованном
государстве носило жесткий репрессивный характер, за
нарушение фискального государственного интереса,
связанного с наполнением государственной казны,
предусматривались как имущественные, так и суровые
личные санкции.
Для того чтобы обеспечить порядок в гостиных дворах,
уставные грамоты предписывали таможенным целовальникам
во время отправления службы самим там жить, "чтобы
никакого лиха во дворах не было". В качестве такого лиха
подразумевались кражи, поджоги, пьяные дебоши, в связи с
чем гостиные дворы традиционно имели таможенных
сторожей. Кроме того, подразумевался и разврат, поэтому
отдельно прописан был запрет держать на гостиных дворах
женщин [2. С. 25]. Необходимость включения в текст
нормативного документа этой оговорки дает основания
предполагать, что такая практика существовала.
Гостиные дворы в разных городах были образованы в разное
время. Например, гостиные дворы в Великом Новгороде были
преобразованы из торговых подворий, существовавших там
исторически, известных еще с XII в.; уже в XV в.
существовал гостиный двор в Китай-городе в Москве [6. С.
609]. Однако в централизованном государстве гостиные
дворы стали планомерно создаваться во всех торговых
центрах, в том числе во вновь образованных. Например, в
1584 г. был основан порт в устье северной Двины - селе
Новые Холмогоры (с 1610 г. - Архангельск), и уже в
уставной грамоте 1588 г. предписывалось "людям ставитись
на гостине ж дворе, а опричь гостина двора иногородцам
нигде не ставитись" [1. С. 83].
Таможенники на гостиных дворах не только проводили
таможенное оформление, но и оказывали сопутствующие
услуги. Это направление работы было усилено во второй
половине XVII в., после проведения таможенной реформы
царя Алексея Михайловича. Например, после проведения
реформы мер предписывалось иметь в гостиных дворах запас
"орленных" (запечатанных гербами) аршинов и гирь,
которые надлежало выдавать купцам. За пользование ими
купец должен был внести установленную оплату, в
частности прокат аршина стоил гривну [1. С. 187].
В 1683 г. на Новом гостином дворе в Москве была введена
дополнительная услуга - взвешивание больших партий
товара на тяжелых весах-контарях. В предшествующий
период эту работу выполняли стрельцы, получая за нее
определенную плату, что являлось одной из привилегий
стрелецких полков. Теперь же взвешивание товаров и
охрана весов, так же как и все остальные оформительские
процедуры, передавались верным таможенникам, которые
несли свою службу безвозмездно. В Именном указе от 16
августа 1683 г. предписывалось "таможенным и гостина
двора сторожам за работу с торговых людей, которые учнут
весить всякие товары, запросами и уговором и насильством
и никакими приметами отнюдь ни с кого ничего не имать, а
имать у тех, кто что даст им добровольно в почесть" [1.
С. 200]. Если же таможенники будут вынуждать купцов к
оплате своих услуг, то "за то их воровство бить их
кнутом без всякой пощады".
Из этого видно, что государственная репрессия
предусматривалась не только для купцов, но и для
должностных лиц таможен, виновных в неисполнении или
ненадлежащем исполнении таможенных правил.
В начале XVIII в. гостиные дворы повсеместно
сохраняются, более того, продолжают создаваться новые.
Так, одним из первых капитальных сооружений
Санкт-Петербурга был гостиный двор [7. С. 29].
Государство в это время уделяет значительное внимание
совершенствованию регламентации деятельности гостиных
дворов. Например, в 1725 г. Сенатским указом на гостиных
дворах был введен "караул из купечества" для
предотвращения хищений товаров [8], в 1737 г. другим
Указом закреплялась независимость функционирования
гостиных дворов от местной администрации [9], много
внимания уделялось борьбе с торговлей на гостиных дворах
"неявленными товарами" [10]. В первой половине XVIII в.
активно продолжали строиться новые гостиные дворы,
которые рассматривались как часть таможенной
инфраструктуры. Например, еще в 1739 г. на заседании
Кабинета министров Анны Иоанновны рассматривался вопрос
о строительстве таможни и гостиного двора в Туле [11].
Несмотря на это, в XVIII в. значение внутреннего
таможенного обложения неуклонно снижается, в связи с
постепенной переориентацией таможенного дела на
регулирование внешнеэкономической деятельности. Это
ведет к переосмыслению роли и значения гостиных дворов.
В фондах Российского государственного архива древних
актов отложился любопытный документ периода правления
императрицы Елизаветы Петровны - "Рассуждение о пользе и
вреде гостиного двора", поступившее из фондов
Министерства иностранных дел. В нем, в частности,
отмечалось всего два достоинства гостиных дворов: 1) для
государства - простота сбора полавочного налога
(составлял 13 рублей в год), 2) для населения - большое
разнообразие товаров в одном месте.
Вместе с тем отмечался целый ряд недостатков такой
организации торговли, важнейшим из которых признавалось
то, что большая скученность лавок вела к постоянной
угрозе пожара. Для его предотвращения повсеместно
практиковался запрет освещения и обогрева лавок, что в
зимнее время вело к массовому пьянству продавцов и
нарушению ими благочиния в городах. Кроме того, по мере
разрастания городов при отсутствии общественного
транспорта для жителей многих районов города поход за
покупками превращался в целое событие.
Автор указанного "Рассуждения" видел будущее развития
торговли в рассредоточении ее по отдельным домам,
создании небольших лавок в различных районах. Вместе с
тем он отмечал, что "гостиный двор при таможне полезен и
распространить его надобно для продажи валовых товаров,
которые в домы не вмещаются" [12. Л. 4 об.]
Таким образом, в XVI - XVII вв., когда таможенное дело
было ориентировано на обложение внутренних торговых
операций, гостиные дворы играли важную роль в
организации таможенных процедур. Они создавались во всех
крупных городских центрах Российского государства,
располагались в непосредственной близости к таможенным
избам и обслуживались верными таможенниками. На гостиных
дворах производилось таможенное оформление товаров
("явка"), их складирование и хранение, предоставлялись
услуги, связанные с розничной и оптовой торговлей
товарами - взвешивание на таможенных весах-контарях,
прокат аршинов, гирь и весов.
После проведения в середине XVIII в. таможенной реформы,
которая привела к отмене внутреннего таможенного
обложения и полной переориентации таможенного дела на
регулирование внешнеэкономической деятельности,
произошла ликвидация внутренних таможен. Это привело к
изменению значения гостиных дворов, которые в новых
исторических условиях утратили свое административное
значение и фактически превратились в один из видов
торговых предприятий - универсальные магазины,
сохранившись в таком значении в ряде старых российских
городов.
Литература
1. Таможенное дело России: Сборник документов и
материалов / Под общ ред. В.Ф. Кругликова. В 5 т. М.:
Автор, 1997. Т. 1. 390 с.
2. Великий Новгород во второй половине XVI в.: Сборник
документов / Сост. К.В. Баранов. СПб.: Д. Буланин, 2001.
276 с.
3. Мельгунов П.П. Очерки по истории русской торговли //
Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX века /
Сост. А.Р. Андреев. М.: Крафт+, 2007. С. 3 - 64.
4. Кулишер И.М. Московские городские ряды и гостиный
двор // Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX
века. С. 86 - 96.
5. Бакланова Н.А. Постройка нового гостиного двора в
Москве в 1660 - 1665 гг. // Академику Б.Д. Грекову ко
дню семидесятилетия. М., 1952. С. 47 - 62.
6. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. М.,
1963. Т. 4. 1071 с.
7. Таможенная служба Санкт-Петербурга (1703 - 2003 гг.)
/ Сост. И.И. Мушкет, Н.С. Нижник, Н.В. Симонова; под
ред. В.И. Вьюнова. СПб.: Сатис, 2003. 335 с.
8. Указ Правительствующего Сената от 24 февраля 1725 г.
"О содержании караула на гостином дворе от купечества"
// ПСЗРИ. Т. VII. N 4666. С. 426 - 427.
9. Именной указ от 20 марта 1737 г. "О запрещении
вступать губернаторам и воеводам в отданные в Ратушу
сборы; о привозе торговым людям всяких товаров на
гостиные дворы или в таможни; о торговании купецким
людям в рядах и о доносительстве в неявке и утайке
товаров" // ПСЗРИ. Т. X. N 7207. С. 86 - 92.
10. Указ Правительствующего сената от 22 января 1740 г.
"О смотрении старостам гостиного двора, чтобы в лавках
оного не торговали неявленными товарами и о недозволении
на морском рынке торговать такими товарами, коими
торговля производится на гостином дворе" // ПСЗРИ. Т. XI.
N 8010. С. 13 - 14.
11. Резолюция Кабинета министров на сообщение Сената от
20 декабря 1739 г. "О построении в Туле таможни и
гостиного двора" // ПСЗРИ. Т. XI. N 8010. С. 979 - 980.
12. РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX) Оп. 1. Д. 350. 4 л.