В связи с введением в 1993 г.
суда присяжных в России активизировался интерес к прошлому этого
института. В появившихся исследованиях основное внимание уделяется
Судебным уставам 1864 г. и законодательству о присяжных 70-80-х гг.
XIX века. К сожалению, практически неизученным остается опыт
деятельности отечественного суда присяжных в более позднее время (в
конце XIX — начале XX вв.). Данная статья — попытка в некоторой мере
восполнить этот пробел, и посвящена она мало кому известной
страничке из прошлого российского суда — военному суду присяжных.
Военный суд присяжных — уникальное явление в мировой практике.
Действовал он в России чуть более полугода в период первой мировой
войны при Временном правительстве. Необычность ситуации заключается
в том, что в ходе мировой войны в 1914-1918 гг. во многих странах
подсудность дел суду присяжных была существенно ограничена, а в
некоторых государствах этот институт вообще был временно упразднен.
В России же Временное правительство пошло по иному пути: компетенция
присяжных была расширена, отменялись сословные, религиозные и прочие
ограничения, обсуждался вопрос о допущении женщин в число
заседателей и т. п. Более того, демократизация общественной жизни
отразилась и на армейском судопроизводстве — постановлениями
Временного правительства от 6 и 28 мая 1917 г. в стране вводился
военный суд присяжных.
Были созданы временные военно-морские суды в Петроградском,
Свеаборгском, Ревельском, Севастопольском и Владивостокском портах
для разбора дел о воинских преступлениях и преступлениях служебных,
совершенных чинами флота и морского ведомства. Если в пределах
Европейской России, Прибалтики и Дальнего Востока военно-морским
судам общеуголовные дела не были подсудны, то в Финляндии, где
русских судебных установлений не было, в -56- их компетенцию входило
рассмотрение вообще всех уголовных дел (о кражах, грабежах,
убийствах и пр.). При рассмотрении каждого дела в состав присутствия
кроме председательствующего (одного из постоянных судей местного
военно-морского суда) и двух выборных судей (из матросов или солдат)
входили шесть присяжных заседателей. Правительство учитывало
революционность армии и, чтобы не вызывать недовольства, установило
определенный паритет: половина присяжных избиралась из числа
офицеров, другая — из солдат и матросов. На три месяца советами
депутатов соответствующих портов составлялись списки заседателей из
24-х человек, из которых путем жеребьевки для конкретного дела
выбирались двое судей, двое запасных и шестеро присяжных
заседателей.
Более четко было разработано постановление о введении присяжных
заседателей в состав военно-окружных и временных военных судов.
Военно-морские суды создавались как временные, военно-окружные с
присяжными — как постоянные, рассчитанные не только на военное, но и
на мирное время. Подсудность сухопутных военных судов была такой же,
как и морских, но в районе театра военных действий она расширялась —
в их компетенцию переходило решение всех преступных деяний,
совершенных как солдатами и офицерами, так и гражданским населением.
Для избрания военных заседателей составлялись два отдельных списка —
офицерский и солдатский. В первый вносились генералы, штаб-офицеры,
обер-офицеры и чиновники, находящиеся на службе в войсковых частях.
Исключение составляли командиры корпусов, полков и т. п., так как их
нецелесообразно было отвлекать от исполнения прямых обязанностей.
Во второй список вносились все солдаты, состоящие в списках
выборщиков в полковые судьи. В общие списки не могли попасть лица,
опороченные судом, следствием или ограниченные в правах и
преимуществах по службе; неграмотные, оказавшиеся несостоятельными
должниками (так как на них кредитору легко было оказать давление), а
также находящиеся на службе менее одного года в мирное время и менее
трех месяцев в военное. Последнее вызывалось тем, что только
человек, прослуживший в армии определенное время, в состоянии
полностью понять смысл и последствия совершенного военного
преступления или проступка. В мирное время общие списки составлялись
на шесть месяцев, в военное — на особые сроки, в зависимости от
сложившейся обстановки. После различных проверок общие списки
утверждались военным судом в распорядительном заседании корпусного
комитета. Тогда же назначались сроки сессии, которая должна была
длиться не более двух недель.
Незадолго до открытия сессии публично проводилась жеребьевка — из
общих списков избирались 10 солдат и 10 офицеров (в районе военных
действий — по 8). За участие в суде присяжные получали денежное
довольствие, предусмотренное особыми правилами военного ведомства,
при этом солдаты приравнивались к младшим офицерам. Для заседателей
морских судов размер «суточных» составлял 5 руб. Заметим, что в
гражданском суде вознаграждение присяжным было в десять раз меньше и
равнялось всего 50 коп. в сутки.
Судебные заседания с участием военных присяжных проходили публично,
за исключением дел, где были затронуты религиозные чувства или
нравственность. Сессия начиналась с привода заседателей к присяге и
объяснения им их прав и обязанностей. Имеющие на то законные причины
могли быть уволены от участия в суде. Далее прокурору и подсудимому
(или его адвокату) предъявлялись списки присяжных для отвода,
который стороны могли производить немотивированно. Прокурору и
защитнику разрешалось отвести не более чем по два человека, причем
только по одному офицеру и одному солдату. В морских судах отвести
можно было лишь по одному заседателю. После отводов в сухопутных
судах должно было остаться не менее 12, в районах военных действий —
не менее 10 заседателей. Из их числа по жребию избиралось 10 (8)
комплектных и 3 запасных присяжных, причем солдат и офицеров должно
было быть поровну.
Судопроизводство с военными заседателями происходило так же, как и в
гражданских судах — в соответствии с Уставом уголовного
судопроизводства. Дело разбиралось устно, проводилось судебное
следствие, имела место состязательность сторон и т. д. Затем
присяжные удалялись в совещательную комнату, где решали вопрос о
виновности или невиновности подсудимого. Интересно, что для морских
судов была разработана процедура, отличающаяся от норм Устава
уголовного судопроизводства: присяжные давали ответы на поставленные
вопросы не устно, а путем тайной подачи голосов.
При оправдательном вердикте обвиняемого сразу же освобождали из-под
стражи и объявляли свободным. В противном случае проводились прения
относительно последствий виновности подсудимого. Далее следовало
любопытное нововведение, которого ранеероссийские законы не
предусматривали. Вместе с присяжными в совещательную комнату
удалялся председатель суда для определения подсудимому наказания.
Временное правительство лишь воспользовалось накопленным багажом и
узаконило то, что давно назрело. Председатель суда объяснял
заседателям, какое наказание полагается по закону за преступление,
совершенное подсудимым, и в каких пределах его можно увеличить или
смягчить. Приговоры военных и морских судов с участием присяжных
заседателей являлись окончательными и подлежали обжалованию только в
кассационном порядке. В исключительных случаях суд мог направить
-57- на имя военного министра или командующего армией ходатайство о
помиловании или смягчении наказания подсудимому.
С июня 1917 г. военный суд присяжных стал реально действовать в
России. Практика показала некоторое несовершенство законодательства.
Так, оказалось, что предусмотренное законом число солдат и офицеров,
избранных из общих списков (по 10 человек), слишком мало.
По-видимому, условия военного времени приводили к тому, что многие
из заседателей были не в состоянии явиться в суд и их наличное число
оказывалось менее требуемого, а это делало, в свою очередь,
судопроизводство невозможным. 5 августа 1917 г. было издано
постановление Временного правительства «06 увеличении числа военных
присяжных заседателей...». Теперь во время войны избирались из
общего списка 30 присяжных (15 офицеров и 15 солдат), а в районе
военных действий — 24 (по 12 солдат и офицеров).
Закончил свое недолгое существование военный суд присяжных вскоре
после Октября. Декретом о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 г.
упразднялись «доныне существующие общие судебные установления,
как-то: окружные суды, судебные палаты, ... военные и морские суды
всех наименований». Соответственно, был уничтожен и институт
присяжных заседателей (гражданских и военных), действовавший в этих
судах.