|
Бураков А.В. Первые
воздухоплаватели Российской империи
Одним из малоизвестных эпизодов Отечественной
войны 1812 г. является попытка создания и
применения в России воздушных аэростатов в
военных целях
// Сержант. 2001. №2. С.19-21.
OCR: Rector, e-mail:
www@regiment.ru,
корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch),
e-mail:
georgi21@inbox.ru
Автор выражает благодарность Новиковой Т.Л. за
консультации.
25 июня 1812 г. французская армия императора
Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Покорив
перед этим практически всю Европу, император
французов рассчитывал на полную победу над
русской армией, победу, которую как и прежде
должна была обеспечить доблесть и мощь его
прославленной армии Принимая во внимание размеры
Российской империи, ее материальные и людские
ресурсы. Бонапарт не строил иллюзий на счет
молниеносной победы, предполагая закончить
кампанию к началу зимы.
Победы, одержанные им ранее над европейскими
армиями, предполагали совершенство французской
военной машины над неприятелем, и в такой
ситуации Наполеон счел неразумным реализацию
таких дорогостоящих и новаторских для своего
периода проектов, как паровой железный корабль
Фултона{1} или боевой аэростат Леппиха.
Если о пароходе Фултона известно многое, то на
проекте Леппиха стоит остановиться подробнее.
В начале 1800-х гг. аудиенцию у многих монархов
Европы испрашивал немецкий механик Франц Леппих{2}.
Французскому императору механик предложил
снабдить армию управляемым боевым аэростатом,
способным не только вести разведку, но и
поражать неприятельские войска сверху. Однако.
Наполеон отказал ему. памятуя о сложностях,
возникших с использованием первых французских
воздушных шаров{3}.
Отвергнутый изобретатель решает продать свой
проект в другие страны; чтобы иметь возможность
предложить не только чертежи и идею, но и само
изделие, он возвращается в Германию и начинает
подготовительные
работы по созданию своего воздухоплавательного
аппарата.
В это время Европа ввергается в пучину
завоевательных походов французского императора
Наполеон отнюдь не забыл о странной идее
настойчивого немца. Ведь то, что сегодня не
пригодилось императору завтра может быть
направлено против него. Бонапарт отдает приказ
задержать Леппиха и доставить в Париж.
Узнав об этом. Франц Леппих решает покинуть
Германию и вместе со своим изобретением
исчезнуть в одной из воюющих против Наполеона
стран Перемещаясь по Европе. Леппих по
дипломатическим каналам передает российскому
императору Александру
I
предложение снабдить
русскую армию «летучей машиною», с целью
«изничтожить врага на дальних подступах к
Москве, а если повезет, то и самого Буанапартия».
Александр
I
принимает
положительное решение и поручает подполковнику
Касторскому, командиру фельдъегерского корпуса,
подобрать группу фельдъегерей с целью доставки
немецкого механика в Россию в условиях строгой
секретности.
С рискованной миссией отлично справился
фельдъегерский прапорщик Иордан. Сменив военную
форму на гражданскую одежду и получив документы
на имя курляндца Фейхнера. Иордан смог провести
Леппиха (получившего документы на имя доктора
Шмидта) через двигавшуюся к Неману армию
Наполеона в Москву.
Несмотря на атмосферу секретности, слухи о
Леппихе и его изобретении стали расходиться
среди военной и придворной знати России.
Накануне приезда Леппиха в Москву, военный
губернатор города граф Ростопчин доносил
императору: «Для меня будет праздником
знакомство с человеком, чье изобретение сделает
бесполезным военное ремесло, избавит
человеческий род от его дьявольского разрушителя
[т.е. Наполеона – прим. автора], а Вас
сделает вершителем судеб царей и царств и
благодетелем человечества».
Прибывший немецкий механик был размещен в
подмосковном селе Воронцово на уединенной даче,
в нескольких километрах от границ города по
Калужской дороге Незамедлительно были
предприняты меры по обеспечению секретности и
гражданский губернатор Москвы Обресков в своем
донесении от 6 июня 1812 г писал: «Все движения
по сему делу производятся
с большою осторожностью, и смею надеяться, что
истинное дело до самого окончания сохранится в
совершенной тайне».
Ввиду того, что Россия была наводнена шпионами
Наполеона, опасаться за тайну проекта Леппиха
имелись все основания{4}. Для дезинформации
неприятеля среди московских обывателей были
распространены слухи о том, что на даче
производится то ли строительство земледельческих
машин, то ли постройка корабля, способного
двигаться и под водой, и в небесах. Любопытство
москвичей и жителей пригородных деревень росло с
каждым днем. Целыми семьями они ходили к
таинственной даче, но кроме высокого забора и
витавшего в воздухе запаха водорода ничего
нельзя было распознать.
А за забором шли полным ходом работы по созданию
аэростата. Если в первое время в мастерской
Леппиха трудились: 14 столяров, 8 слесарей. 3
портных, 24 белошвейки. 2 прачки и несколько
человек обслуживающего персонала, то уже через
несколько недель численность рабочих была
увеличена до 100 человек.
Одновременно шли несколько технологических
процессов: создание оболочки, скрепление
элементов каркаса и сборка гондолы. Самым
сложным, опасным и трудоемким был пошив оболочки
и ее наполнение водородом: по рукавам,
соединявшим оболочку шара с множеством бочек, в
которых беспрерывно шла химическая реакция, газ
медленно заполнял громадную емкость.
Хотя постройка аэростата потребовала огромного
количества материалов и казенных средств, все
новые и новые технологические сложности
постоянно отодвигали дату и время первого
подъема аэростата.
На одном из этапов строительства Леппиху
понадобились квалифицированные рабочие из
Германии Рискуя своей жизнью и жизнью немецких
рабочих, фельдъегерь Винберг сумел отыскать в
Австрии и привезти в Москву тех специалистов, в
помощи которых нуждался Леппих. Но, к
прискорбию, и они не смогли изменить ситуацию в
лучшую сторону. Гигантский аэростат, с большим
трудом наполненный водородом, не сумел
оторваться от земли.
К значительной задержке привели лопнувшие в ходе
испытаний металлические -19-
пружины, с помощью
которых экипаж приводил в движение механизм
аэростата. Понадобилась высококачественная
инструментальная сталь, которая не производилась
в России. Срочно была сформирована группа
фельдъегерей, которая нашла и доставила
требуемое количество стали необходимого качества
Еще одним препятствием реализации проекта стали
начавшиеся осенью дожди, нарушавшие процесс
получения водорода.
Тем не менее Леппих все же надеялся на успех. А
вот мнение военного губернатора Москвы
Ростопчина, пораженного количеством
израсходованных средств, изменилось на
противоположное: теперь он считал Леппиха
шарлатаном.
Интересна позиция императора Александра
I.
Предвидя после первых неудач несостоятельность
проекта в целом, он постарался извлечь из
сложившейся ситуации максимум пользы. Так. граф
Аракчеев писал, что в беседе с ним император
нисколько не был разочарован неудачей с
постройкой боевого аэростата, ведь: «. .для
народа подобные меры, в известных случаях,
нужны; такие выдумки успокаивают легковерную
толпу хотя б на малое время, когда нет иных
средств отвратить беду. Народ тогда толпами
ходил из Москвы на расстояние 7 верст, к тому
месту, где готовился шар, а возвращаясь домой,
рассказывал, что видел, как готовится шар на
верную гибель врагу и тем довольствовался)».
Таким образом русский государь смог превратить
техническую неудачу в мощное средство
пропаганды.
Не только простолюдины, но и знать, и
военачальники считали воздушный шар важным
оружием в борьбе с французами М.И. Кутузов в
своем письме от 22 августа 1812 г спрашивал у
Ростопчина: «Государь император говорил мне об
аэростате, который тайно готовится близ Москвы.
Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне
сказать, и как его употребить удобнее».
Но «употребить» аэростат против армии Наполеона
так и не удалось.В связи с приближением
вражеской армии. Леппих. свернул работы,
погрузил аэростатное имущество и оборудование на
телеги и двумя колоннами, в сопровождении отряда
фельдъегерей и жандармов двинулся от Москвы.
Одна колонна была направлена в Нижний Новгород,
а другая – в Ораниенбаум близ Санкт-Петербурга.
Вместе со второй колонной ехал и сам
изобретатель.
Прибыв на новое место, Франц Леппих попытался
вновь собрать аэростат, однако его ждала
неудача. Наступившее ненастье и холода сначала
затормозили, а затем и вообще привели к
прекращению дерзкого проекта
Наполеон, вошедший в Москву со своей армией 3
сентября 1812 г., практически сразу же
распорядился разыскать мастерскую «доктора
Шмидта».
Вот что писал в своих мемуарах современник
Наполеона. участник Русской кампании, генерал
граф де Сегюр: «...в то же время недалеко от
Москвы, по приказанию Александра, под
наблюдением немецкого пиротехника строился
чудовищных размеров шар; главное назначение
этого крылатого аэростата заключалось в том.
чтобы парить над французской армией, отыскать ее
начальника и уничтожить его. обрушив на него
целый дождь огня и металла -20-. Было сделано
несколько неудачных попыток, гак как постоянно
ломались пружинные крылья шара...».
Другой участник похода в Россию – Арман де
Коленкур вспоминал. «Императору сообщили также
много сведений о зажигательном воздушном шаре,
над которым долго работал под покровом тайны
некий англичанин или голландец по фамилии Шмидт.
Этот шар, как уверяли, должен был погубить
французскую армию, внести в ее ряды беспорядок и
разрушение...»
Французский отряд во главе с генералом Лауэром.
прибывший на место постройки воздушного шара,
обнаружил лишь дымящееся пепелище. Все увиденное
было подробным образом запротоколировано под
названием «Подробное описание разных вещей,
найденных в строении у села Воронцово, близ
Москвы, принадлежащих к воздушному шару или
адской машине.... имевшей служить будто бы для
истребления французской армии»; «лодка, которая
должна была быть подвешена к шару, но которая
была сожжена днем прежде вступления французских
войск в Москву Оная лодка находилась [на
расстоянии – прим. автора] около 100 шагов от
помянутого строения, в ней находится много
остатков винтов, гаек, гвоздей, крючьев, пружин
и множество прочих железных снарядов [т.е.
деталей – прим. автора] всякого роду. Рядом
лежит большой щит из дерева по форме шара,
который верно, имел служить для образца. В двух
горницах помянутого строения находится еще 180
больших бутылей купоросу; сверх оного, сзади и
спереди дому стоит 70 бочек и 6 новых чанов
необыкновенного сложения. В самом доме есть
столярные и слесарные мастерские и некоторые
нужные к оному инструменты Примечены в маленьком
белом домике, стоящем недалече и впереди
большого, следы разбросанного и растоптанного
пороху...».
Поскольку уничтожение мастерской и аэростата
французы сочли преступлением против интересов
империи, то вскоре состоялся судебный процесс
над пойманными близ дачи, и 16 человек из числа
арестованных были расстреляны.
Что касается Франца Леппиха. то его, по
прошествии некоторого времени, обвинили в
шарлатанстве и казнокрадстве, Ростопчин назвал
его негодяем и предложил незадачливому механику
незамедлительно покинуть пределы Российской
империи Леппих так и поступил, и его дальнейшие
следы теряются.
Несмотря на неудачу боевого аэростата, стоит все
же отметить, что попытка его создания была
важной вехой в истории только зарождавшегося
воздухоплавания, а сам Леппих стоял у истоков
создания управляемого аэростата невиданных для
своего времени размеров. -21-
Примечания
{1} История не приемлет сослагательного
наклонения, но все же можно предположить, что
наличие у Наполеона боевых кораблей, чье
движение не зависело от направления и силы
ветра, а также благоприятное стечение иных
обстоятельств, могли привести к падению Британии
и изменению всего ходе мировой истории
{2} Франц Пеппих родился в крестьянской семье
Нижней Франконии в 1775 г Являясь
механиком-самоучкой, изобрел музыкальный
инструмент памолодикон. который, наряду с
другими изобретениями, предлагал в различных
государствах Европы. Наиболее известный его
проект – боевой аэростат был в России доведен до
стадии частичной реализации в период
Отечественной войны 1812 г После закрытия этого
проекта, Пеппих покинул России и о его
дальнейшей судьбе ничего не известно
{3} См."Сержант". №11. 1999 г.
{4} Так, знаменитая французская писательница
мадам де Сталь писала: «В России все тайна и
ничто не секрет».
Литература
{1} Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации
в России, 1979.
{2} Коленкур А. де. Мемуары. 1991.
{3} Николаев Н.Г. Столетие фельдъегерского
корпуса. Санкт-Петербург, 1896.
{4} Попов А.Н. Москва в 1812 г. Москва, 1875.
{5} Ростопчин Ф.И. Сочинения. Санкт-Петербург,
1863.
{6} Сегюр Ф. де. Поход в Москву в 1812 году.
Москва.1911,
{7} Тарле Е.В. 1812 год. Москва. 1994.
{8} Франк М.Л. Воздухоплавание, Т.1, ч.2, вып.
2. Санкт-Петербург. 1911.
{9} Военный сборник. №№7, 8. 1863.
{10} Русская старина. 1877 г.
{11} Русский архив, 1868, 1869, 1875, 1876 гг.
{12} Русский инвалид №270, 1846.
{13} Bulletin de la Grand Armeй. №№20, 21. 1812.
|