|
Еремин Г.В. Мокшанский полк на
сопках Маньчжурии
// Военно-исторический журнал, 1992, №10, с.
83-85.
OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a.
Sonnenmensch), e-mail:
georgi21@inbox.ru
19 января 1878 года в ходе реформы российской
армии было сформировано 44 резервных пехотных
батальона. В Пензе формируется 59-й резервный
пехотный батальон (командир полковник К.М.
Акимфов) на базе кадра, отчисленного от
Рязанского местного батальона. В 1891 году
батальон получает наименование Мокшанского (по
месту расквартирования одной из рот). 26 декабря
1899 года он переименовывается в 214-й пехотный
резервный Мокшанский батальон (командир
полковник Николай Гаврилович Пироцкий). Город
Мокшан, основанный в 1679 году, расположен в 40
верстах от Пензы на сторожевой засечной черте,
где горожане с оружием в руках защищали Родину
от грабительских набегов степных кочевников. На
гербе города изображались «в красном поле два
бердыша, древние воинские оружия, в знак того,
что обыватели сего города суть старых служб
служилые люди».
Мокшанцы имели свои традиции, знамя, хор музыки
(оркестр). Ежегодно 21 мая они отмечали праздник
части. В 1900 году выделенные на празднование
этого события деньги мокшанцы передали на
создание музея и памятника А.В. Суворову – в том
году исполнялось 100 лет со дня смерти
блестящего полководца. Оркестр батальона
(капельмейстер В.Л. Кретович) принял участие в
концерте духовых оркестров частей Пензы,
половина сбора также пошла в Суворовский фонд.
26 ноября 1900 года, в день кавалерского
праздника ордена Святого Георгия Победоносца,
когда по всей стране проходили парады войск и
Георгиевских кавалеров, в Пензе состоялся парад
при хорах музыки с вынесенными знаменами.
Командовал парадом новый, четвертый по счету
командир Мокшанского батальона полковник Павел
Петрович Побыванец, участник русско-турецкой
войны, за отличие в боях в Закавказье
награжденный боевыми орденами и золотым оружием.
В начале XX века обострилась обстановка на
Дальнем Востоке. Впереди была русско-японская
война. 24 ноября 1901 года Мокшанский батальон
навсегда покинул Финогеевские казармы в Пензе и
передислоцировался в Златоуст. 1 февраля 1902
года командовавший 54-й резервной бригадой
полковник Семененко сообщил командиру 214-го
Мокшанского батальона Побыванцу о предполагаемом
переформировании батальона в двухбатальонный
полк{1}.
В то время рабочие Златоустовского завода -83-
выступили против администрации. Они пришли к
заводоуправлению, требовали улучшения условий
работы и освобождения арестованных. 13 марта
1903 года по приказу уфимского губернатора. Н.М.
Богдановича вызванные две роты мокшанцев открыли
огонь по толпе рабочих. 45 человек было убито,
около 100 – ранено. Эхо «златоустовской бойни»
прокатилось по стране. По приговору боевой
организации партии социалистов-революционеров
рабочий Егор Дулебов 6 мая 1903 года убил
губернатора Богдановича.
Весной 1903 года к шести ротам добавили еще две,
с тем чтобы батальон можно было обратить в полк
двухбатальонного состава, и сформировали
отдельное подразделение Мокшанского батальона в
Екатеринбурге (5-8-я роты) под командованием
подполковника Алексея Петровича Семенова.
Началась русско-японская война. 27 мая 1904 года
было объявлено военное положение и «приведение в
усиленный состав» резервных частей в Казанском,
Московском и Киевском воженных округах. 8 июня
Мокшанский резервный батальон развернулся в два
полевых пехотных полка: 214-й Мокшанский в
Златоусте и 282-й Черноярский в Екатеринбурге
(из отдельного подразделения 214-го батальона).
В Мокшанском полку числились: 6 штаб-офицеров,
43 обер-офицера, 391 унтер-офицер, 3463 рядовых,
11 конных ординарцев и 61 музыкант{2}.
30 июня для торжественных проводов воинов на
фронт в Златоуст прибыл государь император.
Многие мокшанцы получили памятные подарки.
Полковнику Побыванцу была вручена прекрасная
боевая шашка. Полк шестью эшелонами выступил из
города и 31 июля прибыл в Мукден, а 14 августа
занял позиции на левом фланге русской армии под
Ляояном на Далинском перевале, который успешно
оборонял во все время ляоянских боев{3}.
26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении
на Бенсиху, но особенно они отличились в боях
под Мукденом, где более 10 дней, упорно
обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал
позиции у железной дороги, не давая японцам
окружить русскую армию. Тяжело контуженный
полковник оставался в строю и в наиболее трудные
минуты командовал: «Знамя вперед! Оркестр
вперед!» Под звуки оркестра с громовым «Ура!»
мокшанцы бросались за 56-летним командиром в
штыковую и отбивали атаки врага. Оркестры (хоры
музыки) в русской армии были издавна неизменной
частью ее организационной структуры, создавая
необходимый психологический настрой в боях,
походах, на смотрах. А.В. Суворов утверждал, что
«музыка удваивает, утраивает армию».
27 февраля 1905 года под Мукденом полк прикрывал
отход артиллерии и последних обозов 22-й
дивизии, затем сам оставил старые позиции. При
отступлении «шимозой»{4} был тяжело ранен в
правое бедро полковник Побыванец{5}. Бросившимся
к нему солдатам он приказал: «Сначала подберите
раненых солдат...» Его вынесли последним. На
перевязочном пункте, напрягая последние силы,
командир попросил принести знамя полка.
Скончался он в санитарном поезде у станции
Гунжулин. 25 мая 1905 года Златоуст с воинскими
почестями проводил героя Павла Петровича
Побыванца в последний путь{6}.
Кончилась война, мокшанцев осталось едва 700
человек. Вновь к ним присоединили черноярцев. В
январе 1906 года отправили на родину первых
запасных. Мокшанский полк вернулся в Златоуст 8
мая 1906 года. За героизм в боях воины-мокшанцы
были представлены к наградам и знакам отличия:
нагрудным – для офицеров, на головные уборы –
для нижних чинов с надписью «За отличие в
русско-японской войне 1904-1905 гг.»{7}.
21 мая, в день традиционного полкового праздника
мокшанцев, златоустовцы с интересом наблюдали
яркую картину парада прославленного полка,
шедшего под пробитыми пулями и осколками
знаменами Мокшанского и Черноярского полков.
Высоко оценено было мастерство полкового
оркестра{8}. Оркестранты всегда вместе с воинами
шли на врага, своим мастерством и мужеством
вдохновляли солдат .Даже когда оркестру не
разрешалось участвовать в боях, они нередко
добровольно бросались в самое пекло сражения,
оказывали помощь раненым, вынося их из-под огня.
Овеянные боевой славой, военные оркестры в
мирное время играли в городских садах, на
гуляниях и были незаменимыми пропагандистами
лучших музыкальных произведений в самых глухих
местах страны. Да и сами военные дирижеры
нередко сочиняли прекрасные мелодии, популярные
до сих пор. Таковы марши С. Чернецкого,
«Прощание славянки» В. Агапкина, вальс «Амурские
волны» М. Кюса и др.
С началом мировой войны в 1914 году полк вновь
сформировали. 17 июля в Адмиралтейской слободе
под Казанью 306-му Мокшанскому пехотному полку
было вручено знамя 214-го Мокшанского. Мокшанцы
участвовали в Варшавско-Ивангородской операции
1914 года, в боях на владимир-волынском
направлении в 1916 году, на реке Стырь, у
крепости Ковно. Всюду они до конца были верны
своему долгу.
В марте 1918 года полк расформировали{9}.
Но громкую славу Мокшанскому полку принесли не «златоустовская
бойня» и даже не боевые подвиги, а сочиненный в
1906 году капельмейстером полка И.А. Шатровым
вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». В
послевоенные годы об этом много писалось в нашей
прессе (известно около сотни публикаций, к
сожалению, в большинстве своем они бедны
подлинными фактами и изобилуют домыслами).
С самого рождения вальсу сопутствовал небывалый
успех. В 1907 году начали издаваться ноты, а с
1910 года выходить грампластинки с записью
вальса в исполнении главным образом военных
оркестров. Затем его запели и певцы – к музыке
стали сочинять различные варианты текста по
вкусу исполнителей.
Длинное название вальса не умещалось в одну
строчку на этикетке пластинки, и его
«сократили». Так исчезло из названия имя
легендарного полка, которому был посвящен вальс.
Помогли забыть его и авторы текстов, зачастую не
подозревавшие о существовании Мокшанского полка.
Первые издания нот текста не имели, но для
полноты картины содержали некоторые пояснения:
«разговор осиротелых женщин», «разговор солдат»,
«стук колес» и др. -84-
О популярности вальса «На сопках Маньчжурии»
говорят такие факты. К 1911 году О.Ф. Кнауб (ему
Шатров предоставил монопольное право) переиздал
ноты 82 раза{10}, а фирма «Зонофон» только за
первую половину декабря 1910 года продала 15
тыс. пластинок.
С установлением Советской власти вальс стал
трактоваться как символ царизма, белогвардейщины
и практически не исполнялся. В 1943 году
джаз-оркестр (тогда Государственный джаз РСФСР)
под управлением Л.О. Утесова в патриотическом
попурри использовал мотив «Сопок». В 1945 году
накануне войны с Японией вальс запел И.С.
Козловский.
Автор знаменитого вальса Илья Алексеевич Шатров
(1879-1952) родился в небогатой купеческой семье
в г.Землянске Воронежской губернии. Рано
осиротев, Илюша воспитывался дядей Михаилом
Михайловичем, который, будучи сам музыкально
одаренным, научил азам музыки племянника. К
слову, его дочь Елена Михайловна
Шатрова-Фафинова впоследствии пела на сцене
Большого театра в Москве.
Окончив уездное училище, Илья попадает во взвод
трубачей лейб-гвардии Гродненского гусарского
полка в Варшаве. В 1900 году он окончил курсы
капельмейстеров при Варшавском музыкальном
институте, затем несколько месяцев жил в родном
Землянске без работы. Видимо, но без содействия
бывшего его полкового командира генерала О. Я.
Зандера, ставшего в 1902 году начальником штаба
Казанского военного округа, в марте 1903 года
Шатров получил должность вольнонаемного
капельмейстера Мокшанского полка в Златоусте. С
этим полком он прошел путь до первого
расформирования полка в 1910 году.
В 1904 году Мокшанский полк входил в состав 1-й
Маньчжурской армии. Приказом ее командующего №
273 от 2 апреля 1905 года «за отлично-усердную
службу при военной обстановке... серебряной
медалью с надписью «За усердие» для ношения на
груди на Анненской ленте ...» был награжден
«214-го пехотного Мокшанского полка
вольнонаемный капельмейстер Шатров».
Зимой 1905 года Мокшанский полк был уже в
составе 3-й Маньчжурской армии, и приказом ее
командующего № 429 от 24 октября 1905 года
Шатров вновь награждается серебряной медалью «за
отлично-усердную службу и особые труды». В
России существовала «постепенность» награждения,
то есть строгая последовательность от низших
наград к высшим. При этом дважды одну и ту же
награду не вручали. Орденами награждались только
чиновные, в том числе и офицеры. Нечиновным и
нижним чинам армии предназначались медали.
Нарушение устранили новым приказом № 465 – о
замене серебряной медали вторично награжденному
ею военному капельмейстеру 214-го пехотного
Мокшанского полка Шатрову золотой медалью.
Пока длилась эта волокита, Шатров получил первый
чин коллежского регистратора, и теперь ему
полагался низший орден, а не медаль. Последовал
приказ № 544 от 20 января 1906 года:
«Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью
Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с
надписью «За усердие» для ношения на груди на
Станиславский ленте... награждаю за
разновременные отличия против японцев орденом
Святого Станислава 3-й степени с мечами».
Кстати, предшественник Шатрова Вячеслав
Кретович, воевавший в Маньчжурии капельмейстером
283-го Бугульминского полка, имея также чин
коллежского регистратора, был награжден орденом
Станислава 3-й степени с мечами с той же
формулировкой{11}.
И.А. Шатров, увлеченный в свое время юной
купеческой дочерью Шурой Шихобаловой, написал
еще один популярный вальс «Дачные грезы». После
ее смерти в 1907 году он женился на матери
невесты вдове Е.П. Шихобаловой. Тогда и
прозвучала его «лебединая песня» – последнее
сочинение «Осень настала».
Некоторые авторы, ссылаясь на воспоминания
самого Шатрова, писали об обыске у него и
каком-то жандармском преследовании, однако И.А.
Шатров был далек от революционной деятельности.
А вот его сестра Анна и брат Федор были связаны
с воронежскими революционерами, печатали и
распространяли нелегальную литературу, за что в
1906 году были арестованы. Дядя Михаил усиленно
откупался, чтобы «замять дело». Илья Алексеевич,
получив крупный гонорар за вальс «На сопках
Маньчжурии», часть денег переслал дяде,
существенно поддержав семью в трудную минуту.
Это и могло привлечь внимание жандармов к
композитору.
В 1918 году купец И.А. Шатров бежал от революции
в Сибирь. В Новониколаевске (Новосибирск) он
тяжело заболел тифом, а когда выздоровел, в
городе были красные. Шатрова мобилизовали в
Красную Армию. В 1938 году он был демобилизован
по возрасту в звании техника-интенданта 1
ранга{12}.
Весной 1945 года Шатров вновь зачислен в армию.
Но в его личное дело, ныне хранящееся в
Тамбовском горвоенкомате, были внесены
изменения. Датой рождения указан не 1879, а 1885
год. В 1952 году Шатров скончался в звании
гвардии майора и похоронен в Тамбове. -85-
Примечания
{1} Российский государственный
военно-исторический архив (далее: РГВИА), ф.ВУА,
ед.хр.13047, ч.2.
{2} РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.13332, л.60.
{3} Там же, ф.ВУА, ед.хр.26470, л.38.
{4} «Шимоза» - японский снаряд типа шрапнели.
{5} РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.13342; Иллюстрированная
летопись русско-японской войны. Вып.15. –
1905.-С.41.
{6} Уфимские губернские ведомости. – 1905.-90,
120.
{7} РГВИА, ф.487, ед.хр.946, л. 120.
{8} Уфимские губернские ведомости. –1906.-115. –
1 июня.
{9} РГВИА, ф.2915, оп.1, ед.хр.9, 81, 165.
{10} См: Новости сезона. - 1911. – № 2301.
{11} РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.26470, 27775, 27781.
{12} РГВА, ф.35550, оп.1, ед.хр.10, 55.
|