Терско-Гребенское казачье войско в XVII– первой четверти
XVIII в.
// Военно-исторический журнал. 1994. №9. С.48-51.
OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch),
e-mail:
georgi21@inbox.ru
История русского казачества на Северном Кавказе делится
на два этапа. С XIVпо XVI век – период разведок
и кратковременных поселений восточнославянского элемента
на Тереке, установление контактов с северокавказскими
народами. В XVII веке – на втором этапе – происходит
образование терско-гребенского казачьего войска.
Первые казачьи сообщества, появившиеся на Северном
Кавказе, отличались относительной малочисленностью и
большой подвижностью. Это затрудняло складывание
казачьих групп, имеющих особенности ведения хозяйства,
быта, организационной структуры. Но уже к концу XVI века
число казачьих отрядов на Тереке значительно возросло. В
различных документах 80-90-х годов XVI века указывается,
что количество вольных казаков в регионе колебалось от
500 до 1000 человек{1}. Тогда же появились и первые
сведения о казачьих атаманах.
К началу XVII века вольное казачество на Северном
Кавказе начинает оформляться организационно:
складывается войско – военная, политическая и социальная
форма объединения казаков. Первые упоминания о войске
содержатся в так называемых "показных речах"
предводителя движения терских казаков 1605-1607 гг.
Илейки Муромца ("царевича Петра"){2}. Как явствует из
них, идея выступления была выдвинута всем войском на
кругу – собрании казаков-воинов в результате
обсуждений{3}.
Большой район расселения казаков – от устья Терека и его
низовьев до терско-сунженского междуречья, склонов
Терского хребта и далее до правобережья Сунжи – привел к
выделению двух групп: терского низового казачества и
гребенского (от слова "гребни" – горы). Однако в
различных документах XVII века они, как правило,
упоминались вместе, как единое целое. И подчас трудно
определить, представителем какой казачьей группы был тот
или иной атаман или казак, так как их называли "терскими-гребенскими".
Царская администрация обычно обращалась "по вестям к
терским и гребенским волным атаманом их казаком, что б
они шли на государеву службу на перевозы" и выплачивала
им вместе, не разделяя на группы, годовое жалованье{4}.
Совместным у терских низовых и гребенских казаков было и
войсковое управление, и организация. В документах
ХУПвека упоминаются общевойсковые атаманы терских и
гребенских казаков Федор Щевель, Федор Киреев, Иван
Кукля и другие{5}. Лишь иногда их называли то терскими,
то гребенскими атаманами. Это и создавало иллюзию
существования двух особых казачьих войск, что и нашло
отражение в исторической литературе{6}.
То, что разделение вольного казачества на Тереке носило
условный характер, подтверждает и такой факт: нередко
гребенских казаков называли терскими, которые живут в
гребнях{7}.
Итак, терские низовые и гребенские казаки образовали
своеобразные группы русского старожильческого населения,
но не смогли создать самостоятельные войсковые структуры.
Произошло их слияние в единое терское (терско-гребенское)
войско.
Высшим органом власти в казачьем войске был круг -
собрание казаков-воинов "всей реки". На нем решались
важнейшие вопросы. В результате обсуждений
вырабатывалась тактика взаимоотношений
терско-гребенского казачества с царской администрацией и
северокавказскими владетелями. В посольской отписке 1655
года, например, сообщалось, что русские посланники
обратились к вольным терско-гребенским атаманам и
казакам с просьбой "государю послужить". В ответ
войсковой атаман Леонтей Симанов заявил, что необходимо
дать сроку два дня и "они... всем -48- войскам о том меж
себя совет учинят"{8}.
Решения принимались на кругу в зависимости от конкретных
обстоятельств. В 1628 году казаки с Терека отказались
идти "на государеву службу на перевозы", ссылаясь на то,
что им давно не выплачивалось царское жалованье{9}. А в
1691 году "казаки де съехався из городков учинили круг",
на котором постановили "для береженья" терского города
посылать по сто казаков-воинов{10}.
Терско-гребенские казаки вступали в тесные контакты с
соседними народами, устанавливали союзнические отношения
с северокавказскими владетелями, совершали совместные
военные походы, вели оживленную торговлю и т. д.
Случались, правда, конфликты и военные столкновения. Все
эти вопросы, как правило, становились предметом
обсуждений на казачьем кругу. Так, в 1648 году, "учинив
меж собою совет", вольные атаманы и казаки потребовали
от уварских мурз, "нападавших на казачьи острожки{11},
сноса их поселений, появившихся близ гребенских городков.
И они добились выполнения своих решений, причем мирным
путем{12}.
Круг посылал депутации в Москву, направлял отписки и
жалобы "ото всех станиц", в которых давался подробный
анализ текущих событий, перечислялись основные
требования и просьбы казаков. Занимался "казачий совет"
дележом царского жалованья и отправлял за ним
периодически "ото всего войска" небольшой отряд.
Ведал круг и судопроизводством, решал различные
житейские вопросы, разбирал челобитные рядовых казаков.
В 1698 году на нем, в частности, рассматривалась
челобитная казака Федора Кругового, в которой он просил
отпустить его в Астрахань, чтобы "постритца в Троицкий
монастырь". Казачье войско неохотно расставалось со
своими членами, поэтому лишь после тщательного разбора
дела казаку было дано согласие{13}. В целом
общевойсковой круг регулировал как внутрихозяйственную
жизнь, так и правовые вопросы, вершил суд, осуществлял
внешние сношения.
На общем собрании казаков избирался войсковой атаман,
которому принадлежала исполнительная власть в войске.
Обычно им становился один из станичных (рядовых,
головных, зимовных и т. п.) атаманов, пользовавшийся
наибольшим авторитетом. Первый упоминаемый в документах
войсковой атаман Федор Шевель в посольских отписках 30-х
годов XVII века значился еще рядовым атаманом. И лишь в
40-е годы XVII века о нем сообщалось как о войсковом
атамане терских и гребенских казаков{14}.
Войсковых атаманов выбирали на кругу, и они могли быть
лишены им власти в любое время. Отсюда и различные сроки
пребывания во главе войска. Если Федор Шевель был
войсковым атаманом почти десять лет, а Леонтей Симанов
около пяти, то Левка [Леонтей] Лопоногов всего год{15}.
На время похода казаки избирали походного атамана,
которому давались неограниченные полномочия. Нередко эту
должность совмещал войсковой атаман. Так, в 1695 году
походным атаманом был терско-гребенской атаман "всего
войска" Федор Киреев{16}.
Вторым по значению лицом в казачьем войске являлся есаул,
которого тоже выбирали на кругу. Показательна биография
одного из них - Ивана Кукли. Вначале он упоминается как
атаман Нижнечерленого городка. А в посольской отписке
1651 года значится уже войсковым есаулом. И наконец, в
80-е годы XVII века Иван Кукля становится "терские-гребенские
казаки войсковой атаман"{17}.
В отличие от своих собратьев с Дона вольное казачество
на Тереке не имело единого центра – войсковой столицы с
развитой управленческой структурой. По-видимому, ее роль
поочередно выполняли те казачьи городки, чьи станичные
атаманы становились во главе всего войска.
Управление в казачьих городках было организовано по тому
же принципу, что и общевойсковое. Так же созывались
круги, на которых казаки решали текущие вопросы, -49- не
требовавшие выноса на "совет всего войска", избирались
атаманы и есаулы, выполнявшие волю казаков станицы.
Решения круга были законом для всех казаков городка. Те
же, кто нарушал их, изгонялись из казачьей общины.
Обычно казачьи городки носили имена станичных атаманов
или первооснователей. В память о наиболее почитаемых
атаманах их именами называли и определенную местность.
Отсюда Сарафанников Яр, Леонтьев Юрт и другие. В 1628
году насчитывалось всего 16 терских и гребенских
городков. В дальнейшем их упоминалось уже до 30. В 1615
году упоминается на Кизляре атамана Семенки городок; в
1616-м сообщается о городке Ивана Сарафанникова. В 1626
году впервые называется Медвежий городок; в 40-50-е годы
XVII века перечисляются все новые и новые казачьи
городки: Курдюков, Уразов, Левонтьев, ерхний и Нижний
Черленый, Шадрин, Ищерский, Аристов. Наурский (Науры,
Гладков, Кирьянов, Потапов, Оскин и т. д.{18} В среднем
в казачьем городке проживало 30 мужчин, способных нести
боевую службу.
Отдельные казачьи городки существовали очень короткое
время. Это было связано
со стихийными бедствиями (разливом рек, пожарами) и
военными акциями. Нередко после переизбрания станичного
атамана городок менял название.
Письменные источники XVII века скупо описывают процессы,
происходившие в терско-гребенском казачьем войске.
Сохранились сведения о возникавших в казачьей среде
противоречиях, о появлении различных групп. В документах
второй четверти XVII века уже прослеживается разделение
на лучших, старых казаков и молодых. Под старыми
подразумевались как казаки-первопоселенцы (коренные),
так и атаман с его приближенными (лучшие). Молодыми
называли рядовых казаков, в большинстве своем из числа
недавних пришельцев.
В терском казачьем войске старые казаки (станичные
атаманы и их окружение) довольно быстро начинают играть
ведущую роль при принятии решений на кругу. У вольных
казаков на Тереке сложился своеобразный институт
ученичества. О молодых товарищах, или чурах, т. е.
несовершеннолетних казаках-учениках, упоминается
неоднократно. В отписке 1647 года сообщалось о 42
казаках и трех чурах казачьих{19}. Очевидно, чуры
находились под началом старых казаков, у которых
обучались воинскому мастерству, а также выполняли
вспомогательные работы. В войске они занимали
подчиненное положение и не пользовались правом голоса на
казачьих сходках. Но чуры могли высказывать свое мнение
на кругу и даже становились во главе казачьих отрядов,
как, например, Илейка Муромец («царевич Петр»), один из
сподвижников И.И. Болотникова.
Случались в войске и конфликты, столкновения между
различными казачьими группами. В посольской отписке 1640
года, например, сообщалось об инциденте, возникшем между
атаманами разных станиц из-за погрома торгового каравана.
Дело дошло до военного столкновения, в результате
которого вольные казаки из городка атамана Осипа
Савельева чуть "не посадили в воду" (то есть казнили)
Федора Шевеля, одного из первых войсковых атаманов,
пытавшегося наказать виновников погрома{20}. В 1649 году
молодые казаки вместе с пришлыми донскими и запорожскими
устроили погром ногайского аула и "взяли ясырь{21} и
живот{22}". Подобные действия вызвали недовольство
старых казаков, которые отказались участвовать в погроме
и призывали к этому остальных. Но молодые казаки "не
послушали и хотели их самих, терских старых казаков,
побить"{23}.
По мере усиления зависимости терско-гребенского
казачества от Москвы, подчинения его царской власти
постепенно казачье войско включалось в новую структуру,
превращаясь в составную часть русской армии. Происходит
это в первой четверти XVIII века. Так, из именного указа
1720 года следовало, что терско-гребенские казаки
переходят в подчинение астраханского губернатора. А уже
указом от 3 марта 1721 года - в ведение военной коллегии.
На протяжении почти двух столетий русское казачество на
Тереке строило свои отношения с государством через
Посольский приказ. Но отныне оно официально было
включено в военную структуру Российской империи. -50-
Многое изменило в жизни терско-гребенского казачьего
войска пребывание на Северном Кавказе в 1722 году Петра
I во главе русской армии. Россия активизировала свою
деятельность на Кавказе. Строились крепости. В 20 км от
устья реки Сулак, где отделяется рукав, называемый
Аграханью, в эти годы была заложена крепость Святой
Крест. А затем последовал указ Петра I "О населении
гребенских казаков у крепости Святого Креста". Однако
казаки отказывались переселяться на новые места,
мотивируя это тем, что число их невелико, "а с Ордою со
всею не в миру". Астраханский губернатор сообщал даже о
намерении казаков бежать за Кубань. В этом, как нам
представляется, выразился протест терско-гребенского
казачества против устремлений царской администрации
ограничить их вольности. И хотя правительство было
вынуждено отказаться от своего плана, все рав-
но вскоре оно переселило на Аграхань 1000 семей донских
казаков, а затем и все новые и новые группы служилого
казачества, в результате чего образовалось Аграханское
войско. А терско-гребенское казачество вступило в новый
этап развития, превратившись из вольного в служилое
сословие.
Примечания
{1} Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. М.:
Изд-во АН СССР, 1957. Т.1. С.38, 40; Российский
государственный архив древних актов (РГАДА), ф.89, оп.1,
кн.3, л. III.
{2} Илейка Муромец (И.И. Горчаков) – предводитель
движения терских казаков в 1605-1607 гг., самозванец,
объявивший себя царевичем Петром, сыном царя Федора
Ивановича. Вначале локальное, это движение перерастает в
общероссийское и сливается с восстанием под
предводительством И.И. Болотникова. После сдачи в 1607
г. восставшими Тулы "царевич Петр" был схвачен и казнен
в Москве.
{3} Восстание И. Болотникова: Документы и материалы. М.:
Изд-во социально-эконом. лит., 1959. С.225-226.
{4} РГАДА,ф. 127, 1631 г., д. 1,лл. 106-107.
{5} Там же, ф. 115, 1648 г., д. 1, л. 94; Архив
Санкт-Петербургского филиала Института российской
истории Российской Академии наук (СПбФИРИ РАН), ф. 178,
оп. 1, д. 13781, л. 1; д. 11109. лл.1-3.
{6} Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен.
Исторический очерк. Гребенское войско. СПб., 1880; Потто
В.А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912. Т.
1.
{7} Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т. 1.С.
113.
{8} РГАДА, ф. 110, 1655 г., д. 2, лл. 23-25.
{9} Тамже,ф. 127, 1630 г., д. 1,лл. 106-107.
{10} Архив СПбФИРИ РАН, ф.178, оп.1, д.12185, лл.1-2.
{11} Острог – город, селение, являвшееся укрепленным
пунктом.
{12} РГАДА, ф. 115, 1648 г., д. 1, лл.93-98.
{13} Архив СПбФИРИ РАН, ф. 178, оп. 1, д. 13781, л. 1;
д. 13886, л. 1.
{14} РГАДА,ф.127,1630г.,д. 1,л.6;ф. 115,1640 г., д. 1,
лл. 216 - 217; 1643 г., д. 1, лл. 58 - 59, 401 -403;
1646 г., д. 1, л. 262; 1648 г., д. 1, лл. 94-95.
{15} Архив СПбФИРИ РАН, ф. 178, оп. 1, д. 2229, л. 6;
д.2241, л. 1.
{16} Там же, д.12909, л.1; д.14061, л.1.
{17} Там же, д. 11109, л. 1; РГАДА, ф. 121,1651 г., д.
1,лл. 275-276.
{18} РГАДА, ф. 115, 1615 г., д.1, л.10; 1616 г., д.1,
л.62; ф.127, 1626 г., д.1, л.428; ф.121, 1651 г.,
д.1,лл.275-276.
{19} Там же, ф. 127,1647 г., д.1, лл. 252-253.
{20} Там же, ф. 115, 1640г., д.1, лл. 215-218.
{21} Ясырь – пленник (татарск.).
{22} Живот – домашний скот или имущество, домашний скарб.
{23} РГАДА,ф. 127, 1649 г., д. 1,лл. 226-227. -51-