Комаров Н.Я. Военная авиация и
средства ПВО России в годы первой мировой войны
// Вопросы истории. 1974. №4. С.202-208.
OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch),
e-mail:
georgi21@inbox.ru
В первой мировой войне впервые в военных целях стали
использоваться авиация и управляемые
аэростаты. Одновременно возник новый вид боевых
действий вооруженных сил – противовоздушная оборона.
Правительства многих европейских государств
стали создавать национальные воздушные
силы уже в конце первого
десятилетия XXвека. В России военная авиация организационно
оформилась в 1910 г., когда при электротехнической
части Главного инженерного управления был образован
воздухоплавательный отдел «для надлежащей организации и
общего заведования воздухоплавательным -202- делом в
армии»{1}. По представлению этого отдела 9 июля 1910 г. была создана офицерская
воздухоплавательная школа и разработано положение о
ней{2}. Русская авиация начинает принимать все более
активное участие в маневрах и учениях. 17 октября
1911 г.
начальник штаба Варшавского военного округа докладывал в
Генеральный штаб о первом знакомстве войск на маневрах с
действиями авиации. По его .мнению,
«возможность широкого использования аэропланов в бою с
целью разведки и связи была вполне доказана на маневре и
ожидает дальнейшего развития в практике следующего
года»{3}.
Как новое боевое средство русская авиация официально
определилась в 1912 г., что нашло отражение
з уставе полевой службы, где
конкретно указывалось, как использовать самолеты.
Положения устава были проверены в войне между Болгарией,
Сербией и Грецией, с одной стороны, и Турцией – с другой
(Первая балканская война). В ходе ее русские
летчики-добровольцы, участвовавшие в боевых действиях на
стороне балканских стран, вели воздушную разведку,
производили бомбардировку турецких укреплений,
сбрасывали листовки и выполняли задания по связи.
Применение русской авиацией бомб сравнительно крупного
по тем временам веса (около
25 фунтов) привело к пожарам в
осажденном Адрианополе и
явилось принципиально новым моментом в боевом
использовании самолетов. В первой половине 1913 г. авиация в России отделяется от
воздухоплавания и рассматривается как самостоятельная
служба. Намечается тенденция к увеличению количества
самолетов в армии. К августу
1914 г.
русское военное ведомство располагало 224 самолетами{4}.
В ходе первой мировой войны военная авиация получила
дальнейшее широкое применение. В воюющих странах
непрерывно увеличивался самолетный парк, улучшались
тактико-технические характеристики самолетов,
складывалась организационная структура родов авиации.
Началась разработка новых типов самолетов, способных
проникать глубоко в тыл противника. Первым в мире
многомоторным бомбардировщиком был русский
четырехмоторный самолет «Илья Муромец», принятый на
вооружение в 1914 году. В декабре этого же года в России
создается эскадрилья бомбардировщиков в составе 10
самолетов «Илья Муромец»{5}.
Выделение особого рода авиации – бомбардировочной –
позволило командованию воюющих сторон воздействовать не
только на войска противника, но и на его тылы. На
руоско-германском фронте в
период сосредоточения и развертывания вооруженных сил
авиация оставалась пассивной. Впоследствии она
действовала в основном по войскам на поле боя и
совершала налеты на объекты ближнего тыла, так как
важнейшие административные и промышленные центры, как
правило, были в то время недосягаемыми для нее. Русская
бомбардировочная авиация нанесла ряд ударов по важным
военно-морским и железнодорожным узлам противника в
прифронтовой зоне. В частности, 22 июля 1917 г. авиационные силы 10-й армии
совершили массированный налет 24 самолетами на ст.
Войгяны, где находились
многочисленные склады и производились разгрузочные
работы, и сбросили 60 бомб весом 15-25
фунтов каждая, в результате чего
возникло несколько пожаров{6}. Аналогичные действия
производились и на других участках русско-германского
фронта. Для их осуществления русская промышленность с
августа
1914 г.
по июль
1917 г. изготовила и отправила в
авиационные части 70 тыс. бомб{7}.
Несмотря на частую периодичность, налеты, производимые
бомбардировочной авиацией в первую мировую войну, на
объекты тыла, не были достаточно эффективными.
Во-первых, материальная часть самолетов и дирижаблей, их
вооружение и бомбовые нагрузки находились в стадии
первоначального развития. Во-вторых, военное
командование не имело опыта боевого применения
военно-воздушных сил. В результате авиация не смогла
существенно влиять на ход кампании. Однако
бомбардировочные налеты оказывали сильное моральное
воздействие на население тыловых городов и -203-
вызывали серьезные перебои в работе промышленных
предприятий, производивших военную продукцию. Поэтому с
тех пор, как тыловые районы перестали быть зоной,
находящейся вне сферы вооруженной борьбы, потребовалось
создание средств их защиты – специальных подразделений и
частей, предназначенных для обороны от воздушного
нападения. Почти во всех армиях европейских государств
начали организовываться и широко .применяться
такие средства противовоздушной обороны, как зенитная
артиллерия, истребительная авиация, зенитные пулеметы,
зенитные прожекторы, аэростаты заграждения; стала
функционировать система воздушного наблюдения,
оповещения и связи (ВНОС).
Особенно широкое развитие как средство борьбы с
воздушным противником получила зенитная артиллерия.
Мысль о ее применении против летательных аппаратов
высказывалась военными специалистами еще в конце XIXстолетия. Так, русские офицеры-артиллеристы,
предвидя использование в бою аэростатов,
предлагали применять для борьбы с ними артиллерию{8}.
Позднее практические результаты подтвердили
теоретические выкладки. Один из русских артиллеристов
подробно рассказывал о произведенных на
Чугуевском полигоне опытах и
предлагал «в мирное время ввести практику артиллерии по
поднимающимся шарам»{9}. Однако орудия, предназначенные
специально для стрельбы по воздушным целям, в то время
отсутствовали. Только в 1914 г. в России по проекту инженера
Ф.Ф. Лендера на Путиловском
заводе было сконструировано и изготовлено первое
зенитное орудие{10}. 5 марта
1915 г.
была сформирована 1-я отдельная автомобильная батарея
для стрельбы по воздушному флоту{11}. 18 октября
1916 г. подготовительная комиссия
по артиллерийским вопросам представила Особому совещанию
доклад, в котором указывалось на некоторый
количественный рост производства зенитных орудий.
Комиссия подчеркивала, что «вопрос о борьбе с
неприятельскими аэропланами посредством специальных
зенитных орудий и других приспособлений, при недостатке
у нас истребителей, получает особое значение»{12}.
Число зенитных батарей в русской армии постепенно
увеличилось. На 1 июня 1917 г., по данным боевых
расписаний войск, имелось: на Северном фронте 15 батарей
(60 орудий), на Западном – 26 батарей (104 орудия), на
Юго-Западном – 43 батареи (172 орудия) и на Румынском –
13 батарей (52 орудия){13}. Всего в России к
концу мировой войны имелось 967 зенитных пушек.
Большинство зенитных батарей комплектовалось состоявшими
на вооружении полевыми трехдюймовыми пушками образца
1900 и 1902 гг., поставленными на специальные
станки{14}. Ни их баллистические и конструктивные
данные, ни способы стрельбы не соответствовали быстро
улучшавшимся тактико-техническим показателям самолетов.
С развитием зенитной артиллерии совершенствовались и
способы стрельбы по летательным аппаратам. На вооружение
поступали устройства для определения координат воздушных
целей: курсомеры, дальномеры
и другие приборы. Уже в самом начале войны были
разработаны специальные таблицы и наставления для
стрельбы по самолетам{15}. Промышленность воюющих стран
начинает интенсивно снабжать войска зенитными
прожекторами, предназначенными для обеспечения стрельбы
зенитных орудий при отражении ночных налетов. В русской
армии зенитные прожекторы отсутствовали; для этих целей
использовались прожекторы полевого типа{16}. Почти
одновременно с прожекторами в действующие армии воюющих
государств начинают поступать звукоулавливатели –
акустические приборы для обнаружения летательных
аппаратов. В России звукоулавливатели появились в конце
войны; все они были иностранного производства.
Несмотря на быстрый количественный и качественный рост,
зенитная артиллерия со вспомогательными частями
(прожекторы, звукоулавливатели) в связи с расширением
масштабов применения авиации не могла решить всех задач
противовоздушной обороны. Возникла необходимость
использования -204- самолетов для борьбы с авиацией
противника{17}. Первый в мире самолет-истребитель
(РБВЗ-с-16) был создан в России на Русско-Балтийском
заводе в начале 1915 года{18}. В других странах –
участницах первой мировой войны истребители появились в
1916 году.
К этому времени воздушная обстановка
на русско-германском фронте
все более усложнялась. Успешное наступление в 1916 г. Юго-Западного фронта вынудило
германское командование перебросить сюда из-под Вердена
значительные силы сухопутных войск и авиации. Заведующий
авиацией и воздухоплаванием в Действующей армии{19}
доносил в Ставку, что «германцы сосредоточили ныне на
нашем фронте громадное, с самого начала войны невиданное
число весьма быстроходных аппаратов, главным образом
истребителей»{20}.
Перед русской авиацией встали задачи надежного прикрытия
войск и объектов, борьбы за господство в воздухе. Для их
выполнения в августе
1916 г. на Юго-Западном фронте
создается первая фронтовая истребительная авиационная
группа. Она должна была пресечь активные действия
германских ВВС в районе Луцка. Летчики группы только за
пять летных дней августа и за сентябрь провели 55
воздушных боев, в ходе которых сбили 4 и подбили
несколько самолетов противника. Инспектор авиации
Юго-Западного фронта 26 сентября
1916 г. доносил в Ставку: «Лихие
действия славной авиагруппы заставили противника забыть
Луцк»{21}. Истребительные авиационные группы
имелись и на других участках русско-германского
фронта{22}.
Для обеспечения боевых действий истребительной авиации и
зенитной артиллерии с середины
1915 г.
началось создание службы ВНОС. Она предназначалась для
обнаружения летательных аппаратов противника, наблюдения
за ними и оповещения средств противовоздушной
обороны и гражданского населения о воздушной опасности.
Наблюдательные посты ВНОС располагались на угрожаемых
направлениях и имели прямую связь с пунктами сбора
донесений. Последние на основании анализа полученной от
постов ВНОС информации оповещали войска и население о
воздушном противнике.
Затем в ходе первой мировой войны стали использоваться
для борьбы с самолетами, действующими на малых высотах,
специальные зенитные пулеметы калибра
7,8 миллиметра. Они применялись
для прикрытия войск и тыловых объектов. Получили
распространение также аэростаты заграждения, которые
устанавливались вблизи охраняемых объектов на высоте 2-4
тыс. метров. Они вынуждали противника лететь к цели на
предельной высоте и оказывали на летчиков сильное
психологическое воздействие. Наконец, применялась так
называемая пассивная ПВО. В ее задачу входили
светомаскировка и маскировка объектов, создание ложных
объектов, строительство убежищ, ликвидация последствий
бомбардировок и т.д.
Параллельно с развитием средств ПВО закладывались основы
их боевого применения. Основные усилия сосредоточивались
на прикрытии важнейших объектов: столиц государств,
крупных железнодорожных узлов и военно-морских баз. Для
управления силами и средствами ПВО создавалось военное
командование. В России общее руководство
противовоздушной обороной осуществлялось Ставкой
Верховного главнокомандующего через командующих войсками
округов{23}.
Обеспечение противовоздушной обороной важнейших
административно-политических центров требовало создания
специальных войсковых организмов, объединяющих в одно
целое все средства борьбы с воздушным противником. В
России система прикрытия с воздуха объектов тыла была
наиболее глубоко продумана и организационно завершена в
Петрограде и Одессе. В отличие от противовоздушной
обороны западноевропейских столиц она имела иное
построение сил и средств ПВО. Впереди объекта находилась
зона действия истребительной авиации, а на
непосредственных подступах вокруг него располагались
зенитные батареи. Это обеспечивало свободу маневра
истребительной авиации и упрощало взаимодействие между
нею и зенитной артиллерией. -205-
Противовоздушная оборона Петрограда и его окрестностей
оформилась в ноябре 1914 года. В ее основу была положена
артиллерийская защита объектов. В этих целях были
сформированы батальон крепостной артиллерии и отдельная
зенитная батарея, расположенная в Царском Селе. Батареи
батальона крепостной артиллерии прикрывали наиболее
важные заводы (Сестрорецкий,
Охтинский, Обуховский,
Ижорский, Путиловский) и военные склады. Зенитные
пулеметы располагались на зданиях штаба округа,
Балтийского и Путиловского заводов, военных складов, а
также в районе Комендантского аэродрома. Для обеспечения
ночных действий зенитной артиллерии были установлены
прожекторы в Царском Селе и Петрограде{24}. Боевая
служба зенитных батарей строго регламентировалась
соответствующими документами. В «Инструкции для действия
артиллерии при борьбе с воздушным противником»,
утвержденной в апреле
1915 г.,
в частности, подчеркивалось: «Батареи, предназначенные
для стрельбы по неприятельским летательным аппаратам,
должны содержаться в постоянной боевой готовности. В
случае появления неприятельского летательного аппарата
командир батареи открывает огонь по своему усмотрению и
доносит об этом начальнику воздушной обороны
Петрограда»{25}. Личный состав зенитной артиллерии
интенсивно осваивал учебную программу. Летом 1915 г. все батареи провели ряд стрельб
по парашютам и ракетам на Сергиевском полигоне в Луге.
Для получения практических навыков зенитные батареи,
начиная с декабря 1915 г., ежемесячно выезжали
на фронт, где принимали участие в стрельбе по воздушным
целям. К осени
1917 г.
более половины командиров батарей имели подобный
опыт{26}. Обучение личного состава зенитных
подразделений в боевых условиях обеспечивало его
готовность к отражению воздушных налетов противника.
Авиационное прикрытие столицы первоначально
осуществлялось четырьмя самолетами Гатчинской военной
авиационной школы{27}. 25 декабря
1916 г. был сформирован
Петроградский авиационный
дивизион в составе трех отрядов:
Кронштадтского крепостного, Чудского
гидроавиационного и Петроградского{28}.
Впоследствии начальник воздушной
обороны Петрограда генерал-майор Л.С.
Бурман, подчеркивая важность
авиационного прикрытия столицы, просил увеличить число
самолетов в дивизионе, расположив их на Комендантском,
Корпусном и Литовском аэродромах{29}. Однако
Ставка Верховного главнокомандующего отклонила это
ходатайство, ссылаясь на то, что, «ввиду отсутствия
реальной угрозы налета на столицу, все авиационные
средства рассматриваются лишь как ячейка будущей
воздушной обороны, подлежащей заполнению в случае
фактической угрозы»{30}.
Перед истребительной авиацией была поставлена задача в
случае нападения германских самолетов на Петроград
уничтожать их на подступах к
городу и преследовать на обратном маршруте. В
«Инструкции для действия аэропланов
при борьбе с воздушным противником», в частности,
указывалось: «Летчик, в зависимости от обстоятельств,
действует по своему усмотрению, применяя те или другие
боевые приспособления, имеющиеся на аэроплане,
руководствуясь только целью уничтожить противника. Если
до приближения противника к линии артиллерийской обороны
не удастся его уничтожить, летчик не должен продолжать
преследование, чтобы не мешать действию огнем»{31}.
Большое внимание командование воздушной обороны
Петрограда уделяло своевременному обнаружению вражеских
самолетов на дальних подступах к городу. С этой целью по
линии ;;:елезных
дорог была развернута сеть наблюдательных постов: от
Гельсингфорса до Выборга
(через станции Лахти и
Куовала); от
Котки до станции
Михель; от
Тапсы через
Везенберг и Нарву до станции
Молоскоаицы; от
Талсы через Юрьев,
Валк, Псков до Старой
Руссы{32}. Всего служба ВНОС имела три роты, в которых
насчитывалось 83 поста визуального наблюдения за
воздухом{33}.
Для заблаговременного предупреждения о налетах
противника в пределах столичного военного округа начала
создаваться система радиоразведки – «радиотелеграфная
оборона Петрограда», как ее тогда называли. По приказу
Ставки от 29 января 1917 г. требовалось установить 8
радиокомпасных станций (Борго,
порт Кунде, Юрьев,
Валк,
Сесвеген, Пыталов,
Себеж и Сущев), 4 радиопеленгаторные станции (Выборг,
Нарва, Луга и Старая Русса), 2 наблюдательные станции
(Выборг и Псков). Их планировалось соединить прямым
проволочным телеграфом со штабом воздушной обороны
Петрограда{34}. Однако к осени
1917 г. оказались развернутыми
лишь 4 радиокомпасные
станции (Выборг, Нарва, Луга и Старая Русса){35}. Тем не
менее они позволяли довольно
надежно и заблаговременно обнаруживать самолеты
противника и передавать данные о них, когда те были еще
на значительном расстоянии.
Осенью 1917 г. помощник начальника
Михайловской артиллерийской академии генерал-лейтенант
Карачан в докладе, сделанном
военному и морскому министру, предложил «приспособить
весь район Северного фронта в целях воздушной обороны
«невской столицы». Прикрытие Ревеля,
Кронштадта, Свеаборга, Пскова и пр. объединить в одном
лице и направить для защиты Петрограда»{36}. С этой
целью выдвигалась идея создания на подступах к столице
двух огневых противосамолетлых
рубежей – «дальней и ближней артиллерийской обороны».
Характеризуя ближний рубеж,
Карачан отмечал, что
«необходимо расположить батареи вокруг Петрограда
сплошной цепью с удалением от него на 20-30 верст и с
таким расчетом, чтобы позади промежутка между двумя
батареями первой линии находилась батарея второй линии и
совместно они образовывали треугольник со сторонами в
5-6 верст; чтобы все три батареи находились в постоянной
огневой связи»{37}. Считая авиационное прикрытие
«единственно верным и надежным средством защиты
Петрограда от воздушного нападения»,
Карачан предлагал увеличить
число летательных аппаратов до 100 и расположить их в
непосредственной близости от города{38}. Однако ввиду
технической отсталости России, отсутствия необходимого
вооружения и боевой техники для борьбы с авиацией
противника, идеи глубокого построения системы ПВО
Петрограда так и не были осуществлены.
Противовоздушная оборона в пределах Одесского военного
округа начала создаваться после вступления в войну
Румынии, когда русская разведка донесла о наличии
немецких самолетов между Тульчей
и Исакчей и об оборудовании
противником в Констанце базы для цеппелинов и
гидропланов. В этот период между передовыми русскими
частями на фронте и штабом округа не было
непосредственного контакта. Поэтому сведения о полетах
противника поступали в Одессу с большим опозданием и
носили случайный характер. На территории округа
дислоцировалось несколько зенитных батарей, но для
борьбы с воздушным противником можно было привлечь и
значительные авиационные силы. Учитывая это,
командование Одесского военного округа 17 февраля
1917 г. сообщало помощнику
главнокомандующего армиями Румынского фронта: «Чтобы
использовать все означенные средства с наибольшей
продуктивностью и придать воздушной обороне округа
прочную организацию, необходимо сформировать штаб
обороны, управление артиллерийских групп, две роты
наблюдателей, дальномерные команды, четыре прожекторные
роты и телеграфно-телефонную команду»{39}. Ходатайство
было удовлетворено. Общее руководство противовоздушной
обороной возлагалось на командующего войсками округа
через начальника воздушной обороны, которому подчинялись
части противосамолетной
артиллерии, истребительной авиации, воздушного
наблюдения и др. Чтобы прикрыть объекты округа, было
выставлено 18 батарей зенитной артиллерии, четыре
авиационных отряда и один авиационный парк, несколько
рот визуального наблюдения. Посты ВНОС располагались от
юго-восточной части оз. Сасык
по побережью моря до села
Григорьевки{40}.
Для согласования действий средств ПВО было выработано
положение «О штабе воздушной обороны Одесского военного
округа». Оно определяло права и обязанности должностных
лиц. В частности, в нем указывалось: «Начальник
воздушной обороны получает указания штаба округа об
общей обстановке на фронте ближайшего к округу района и,
в зависимости от получаемых сведений, направляет
воздушную разведку, устанавливает порядок наблюдения за
появлением воздушных судов противника и степень боевой
готовности подчиненных ему частей. В случае налета
воздушных судов противника непосредственно руководит
обороной г. Одессы»{41}. Начальниками воздушной обороны
Кишинева, Бендер и Николаева назначались командиры
зенитных артиллерийских групп, стоявших на прикрытии
этих объектов, Следовательно, в России, как и в других
государствах, основным принципом организации прикрытия
объектов тыла от ударов с воздуха являлась тогда
пунктовая система
противовоздушной обороны. Подобное ее построение
полностью оправдало себя.
Таким образом, в период первой мировой войны был
накоплен определенный опыт организации противовоздушной
обороны сухопутных войск прифронтовых коммуникаций и
важных тыловых объектов. Он позволил сделать ряд
выводов: на боевых действиях сухопутных войск и
бесперебойной работе промышленности существенно
сказывается влияние господства в воздухе; использование
бомбардировщиков постепенно выходит за рамки чисто
тактических задач и должно превратиться в средство
войны, заметно воздействующее на военный и экономический
потенциал противника. Тенденции подобного рода заставили
выделить затем противовоздушную оборону в особый вид
боевой деятельности, со своим командованием и
специфической структурой. На основе
опыта первой мировой войны русским командованием были
выработаны такие требования к системе противовоздушной
обороны, которые предусматривали: сосредоточение
основных сил и средств ПВО для прикрытия наиболее важных
объектов; построение круговой обороны объектов с
выделением большей части сил и средств на наиболее
угрожаемых направлениях; взаимодействие сил и средств
ПВО при отражении налетов; готовность средств ПВО
в любое время уничтожить летательные аппараты
противника. Эти общие требования, продиктованные боевым
применением бомбардировочной авиации в первой мировой
войне, послужили основой для дальнейшего развития и
совершенствования систем ПВО. -208-
Примечания
{1} ЦГВИА СССР, ф.369, оп.8, д.1, л.1.
{2} Там же, ф. 2000, оп.2, д.619, л.8.
{3} Там же, лл.14-15.
{4} Там же, оп.3, д.2499, лл.43-44. Всего за период
первой мировой войны было произведено самолетов: в
России – 3500, во Франции – 52100, в Англии – 47800, в
Германии – 47 300 («Военно-исторический журнал», 1964,
№7, стр.80).
{5} «Военно-исторический журнал», 1964, №7, стр.80;
«История Военно-воздушных сил Советской Армии». М. 1954,
стр.120-121.
{6} ЦГВИА СССР, ф.2008, оп.1, д.853, л.3.
{7} Там же, ф.369, оп.8, д.19, л.135.
{8} С. Карпенко-Логвинов. О
стрельбе по привязным воздушным шарам. «Артиллерийский
журнал», 1892, №10, стр.1078.
{9} П.Е. Стрельба по змею. «Артиллерийский журнал»,
1899, №2, стр.191.
{10} А.А. Агренич. Зенитная
артиллерия. М. 1960, стр. 4.
{11} ЦГВИА СССР, ф.4187, оп.1, д.20, лл.1-2.
{12} Там же, ф.369, оп.3, д.270, л.2.
{13} ЦГАСА, ф.3, оп.1, д.60, л.127.
{14} ЦГВИА СССР, ф.504, оп.10, д.164, л.59.
{15} Там же, л.196; ф.1343, оп.10, д.4996, л.45.
{16} Там же, ф.1343, оп.10. д.4981, л.10.
{17} Там же, ф.2009, оп.1, д.
857, л.8.
{18} «Войска противовоздушной обороны страны».
Исторический очерк. М. 1968, стр.4.
{19} Эта должность была введена в
1915 г.
(ЦГВИА СССР, ф.369, оп.8, д.1, л.6).
{20} «Истории Военно-воздушных сил Советской Армии»,
стр.132.
{21} Там же, стр.133.
{22} ЦГВИА СССР, ф.2003, оп.2, д.647, л.23.
{23} В.П. Ашкеров, Б.Г.
Забелок, Е.И. Калугин, Л.П. Шевченко. Войска
противовоздушной обороны страны. М. 1960, стр.12.
{24} ЦГВИА СССР, ф.1343, оп.10,
д.4981, лл.9-10.
{25} Там же, д.4996, л.11.
{26} Там же, л.46.
{27} «Военно-исторический журнал». 1964, № 7, стр.104.
{28} ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 10, д. 4981, л. 10.
{29} Там же, д.
4996, л.
46.
{30} Там же, д. 4981, л. 73.
{31} Там же, д.
4996, л.
10.
{32} Там же, ф. 1343, оп. 10, д.
4996, л.
50.
{33} «Военно-исторический журнал», 1964, №7, стр. 105.
{34} ЦГВИА СССР, ф.1343, оп.10, д.4981, л.11.
{35} Там же, л.45.
{36} Там же.
{37} Там же, л.51.
{38} Там же, л.56.
{39} Там же, ф.2003, оп.2, д.647, л.176.
{40} Там же, л.186.
{41} Там же, л.181.