Государственное управление
национальными окраинами Российской империи с середины
60-х годов XIX века до 1914 года
(на примере Великого княжества
Финляндского и Царства Польского)
07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Самара- 1999
Работа выполнена на кафедре истории Отечества
Ульяновского государственного университета
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Самарского государственного университета.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Развитие в последнее десятилетие
Российского государства происходило в условиях глубокого
социально-экономического кризиса, отразившегося на всех
сферах жизни страны, не могло не привести к увеличению
значимости и актуальности исторических исследований,
на9.08.1899правленных на более глубокое и детальное
изучение ценного опыта, накоп9.08.1899ленного в сфере
управления страной в последней трети XIX- начале XX вв.
Исторически сложившийся многонациональный состав
Российской им-перии с неизбежностью порождал усложнение
ее государственного меха-низма, одна из основных задач
которого заключалась в обеспечении интере9.08.1899сов
как всего государства, так и отдельных народов,
населявших его, под9.08.1899держивая тем самым единство
и общественную стабильность в непростой период,
связанный с ломкой старых и переходом к новым буржуазным
отно9.08.1899шениям. Высокий удельный вес территорий с
иноязычным населением, за9.08.1899частую имевшего
значительные культурные особенности, а порой и
полити9.08.1899ко-государственные традиции такие же, а
иногда более древние, чем у рус9.08.1899ского народа,
вызывали необходимость модификации имевшихся приемов
управления и создания их новых форм. И если отдельные
национальные районы, находившиеся в схожих с Центральной
Россией социально-экономических и культурных условиях,
получили подобные и довольно близ9.08.1899кие к ней
органы управления, то совершенно особое положение в
составе Российской империи занимали, вследствие своей
как географической, куль9.08.1899турной, экономической,
так и политической близости к европейским
государ9.08.1899ствам Великое княжество Финляндское и
Царство Польское. Там несмотря на определенные различия,
происходили довольно схожие социально-политические
процессы, которые оказывая серьезное воздействие на все
стороны общегосударственной жизни, вызывали
необходимость придания этим национальным окраинам
особого государственно-правового статуса, а в дальнейшем
становились причиной его изменения и преобразования
сис-темы местных государственных властных органов.
Анализ данной проблемы позволяет выявить особенности
админист-ративных систем, сложившихся в Финляндии и
Польше, их сходные черты и различия. Рассмотрение этого
вопроса дает возможность более глубокого уяснения
проводимой правительством политики в отношении указанных
на9.08.1899циональных районов и, в частности, ее
осуществления в административной сфере, а также
способствует освещению межнациональной и социальной
направленности действия российских властей в
соответствии с проводимой ими политикой модернизации и
унификации страны.
Объектом исследования являются системы государственного
управ9.08.1899ления данных окраин, изучение которых
невозможно без точного определе9.08.1899ния их
государственно-правового положения в составе империи, а
также без тщательного выявления и освещения структуры,
функций и связей действо-вавших соответствующих
центральных и местных учреждений.
С целью глубокого осмысления этих вопросов в работе
рассматрива-;я деятельность различных временных органов,
создаваемых для подго-ки и проведения проектируемых
преобразований, а также взгляды на по жые вопросы высших
имперских сановников, представителей местной /шнистрации
и различных общественно-политических течений. При этом в
юте раскрываются причины разногласий как внутри выше
перечисленных пп, так и между ними в вопросе определения
проводимого в Финляндии и пьше курса административных
реформ. В Великом княжестве Финлянд-м к таким
преобразованиям необходимо отнести следующие - сеймовые
|юрмы 1869 г. и 1906 г., первые попытки слияния
центральных учрежде-i края с имперскими в начале 90-х
гг. XIX в., которые закончились жесткой шнистративной
унификацией периода генерал-губернаторства
Бобрико-целесообразно также рассмотреть развитие
уездного, сельского и город-го управления, судебной
системы княжества и, наконец, новую попытку аничения
автономии Финляндии, предпринятую в период с 1908 по 4г.
В Царстве Польском, в свою очередь, - это ликвидация
специальных ;ших и центральных учреждений края после
подавления Польского вос-ния 1863г., уездная и
губернская реформа 1867г., судебная реформа 5 г.,
городское управление и тминное самоуправление. Сюда же
включа-я и рассмотрение дальнейшего совершенствования
сложившейся во вто-i половине 60-70.Х гг. XIX в.
административной системы Царства.
Не оставлен без внимания немаловажный вопрос об
основаниях под->а контингента чиновников и их правового
положения, от лояльности к ггральной власти и служебных
способностей которых зависело успешное ществление
поставленных перед ними правительством задач. В
диссер-ии подробно анализируется институт
генерал-губернаторской власти, вставлявшей собой в
данный период прежде всего форму децентрали-ии
управления национальными окраинами.
Хронологические и территориальные рамки работы. Данная
рабо-юсвящена системе управления Великого княжества
Финляндского и Цар-а Польского в период с середины 60-х
гг. XIX в. и до 1914 г. Исследование атывает отрезок
времени, связанный с началом административных
пре-взований в Великом княжестве Финляндском, в
частности с созыва в 3 г. после длительного перерыва
Финляндского сейма и проведенной ед за этим сеймовой
реформой, а также с началом реформы системы авления
Царства Польского после подавления восстания 1863 г. и
до на-ia Первой мировой войны, когда в связи с
изменившимися внешнеполити-кими условиями произошло
замораживание планов российского прави-ьства в отношении
Финляндии и попытки определения политического бу-дего
русской части польских земель оказались
безрезультатными, а само )ство в 1915 г. было занято
германскими войсками.
Цели и задачи исследования. В диссертационной работе,
рассмат-ающей и реконструирующей системы управления,
сложившиеся в Вели-
5
ком княжестве Финляндском и Царстве Польском с середины
60-х гг. XIX в. до 1914 г., ставится задача исследовать
следующие вопросы: 1) проследить изменения
политико-правового положения данных национальных окраин
в составе Российской империи; 2) рассмотреть структуру
действовавших там административных систем, выявив
взаимосвязь между их элементами, очер9.08.1899тив их
функции и компетенцию; 3) проанализировать институт
генерал-губернаторской власти как важнейший элемент в
административных систе9.08.1899мах этих национальных
районов; 4) выявить как общие моменты, так и
част9.08.1899ные в административной политике российского
правительства в Финляндии и Польше; 5) вскрыть
взаимосвязь такого правительственного курса с
обще9.08.1899политической и социально-экономической
обстановкой как внутри этих на9.08.1899циональных
районах, так и во всем государстве; 6) осветить общие
основа9.08.1899ния и тенденции, имевшие место в сфере
государственной службы в Вели9.08.1899ком княжестве
Финляндском и Царстве Польском.
Историография проблемы. Диссертационная тема продолжает
оста9.08.1899ваться недостаточно освещенной в
специальной литературе, хотя ей было уделено немало
внимания публицистами, а также учеными-историками и
юристами, в том числе в литературе по взаимосвязанным и
более широким. темам.
Дореволюционный этап (середина XIX в. - 1917 г.)
изучения даннойЧ проблемы можно условно разделить на два
периода. Первый (с середины XIX в. до конца 80-х гг.)
характеризовался появлением интереса к вопросу
управления как Финляндии, так и Польши, проводимым там
преобразовани9.08.1899ям и в особенности реформам в
Царстве Польском, а также к деятельности там Н.А.
Милютина. Наиболее значимым представляется подробный
обзор системы управления Великого княжества
Финляндского, его законодательст9.08.1899ва,
судоустройства, организации государственной службы и
сословных прав и привилегий, данный в работе
финляндского ученого Б. Лундаля1. В книге известного
французского публициста А. Леруа-Болье, основанной на
пере9.08.1899писке с Н.А. Милютиным, содержатся ценные
сведения о подготовке, целях и задачах проводимых в
Польше реформ, при этом высоко оценивается роль самого
Милютина2.
Однако широкое внимание публицистов, а затем историков и
юристов к теме управления такими национальными
окраинами, как Польша и особен-но Финляндия, возникло в
связи с ужесточением правительственного курса в
отношении национальных районов лишь в конце 80-х -
начале 90-х гг. XIX в.
При этом в литературе можно выделить два основных
направления. Одно - либеральное, направленное против
политики русификации данных национальных территорий, за
сохранение финляндской автономии или даже ее расширение,
а также за возвращение автономного статуса Царству
Поль9.08.1899скому и отмену антипольских мер, другое -
проправительственное, которое
Лундаль Б. Руководство к законам Великого княжества
Финляндского. Гельсингфорс, 1857. 2 Leroy-Beaulieu A. Un
homme d'etat Russe (Nikolas Milutine). Paris, 1884.
тивио обосновывало унификаторский курс царизма по
отношению к этим раинам.
Первое направление было представлено русскими учеными
И.И. Ла-ревским, А. Колмогоровым, М.М. Ковалевским, В.Д.
Спасовичем, А.Л. По-диным, Н.И. Кареевым, А.А.
Корниловым и финляндскими учеными Л. Ме9.08.1899рином,
Р. Даниельсон-Кальмари и Р. Германсоном, а также
польскими 'блицистами и учеными В. Студеницким, Э.
Пильцем и С. Ашкенази1,
Второе направление было представлено прежде всего М.М.
Бородки->1м, К.Ф. Ординым, П.И. Мессарош, Ф.П. Еленевым,
П.Д. Сергеевским, М.И. >рниловичем и М.И. Корниловым2.
Следует отметить, что большинство работ, изданных в этот
период как |беральными авторами, так и монархистами
имели своей целью доказать ои политические воззрения.
Система государственного управления рас-(атривалась ими,
за редким исключением, сравнительно мало и схематич-I.
Однако постепенно стали появляться работы, имевшие своей
целью от9.08.1899лить те или иные аспекты
административных систем, действовавших на рриториях
данных окраин. Выходит труд известного правоведа В.
Иванов-ого, посвященный административному устройству
окраин3. Автор призна-, что вследствие географических,
национальных и культурных различий >льшая часть России
управлялась на особых началах, иных, нежели те, на
Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1.
СПб., 1913; Кол-могоров А. Финляндия. (Как боролась и
борется Финляндия за свою сво-боду). М., 1917;
Ковалевский М. Очерки по истории политических
учреж-дений России. СПб., б.г.; Спасович В.Д. Сочинения.
Т. III. СПб., 1913; По-годин А. История польского народа
в XIX веке. М., 1915; Корнилов А.А. Русская политика в
Польше со времени разделов до начала XX века. Пг, 1915;
Мехелин Л. К вопросу о финляндской автономии и основных
зако-нах. Берлин, 1903; Даниельсон-Кальмари Р.
Соединение Финляндии с Российской державой. Борго, 1890;
Германсон Р. Письмо в редакцию. По вопросу о законах
Финляндии // Вестник Европы. 1890. Кн. 6. С. 776-798;
Студницкий В. Польша в политическом отношении от
разделов до наших дней. СПб., 1907; Пильц Э. Русская
политика в Польше. Очерк. Варшава, 1909; Askenazy S. Sto
lat zarzadu w Krol'estwie Polskim. 1800-1900. Lwow, 1903
и др.
Бородкин М. История Финляндии. Время императора
Александра II. СПб., 1908; Ордин К.Ф. Покорение
Финляндии. В 2-х т. СПб., 1889; Мессарош П.И. О
статс-секретариате Финляндии. М., 1898; Еленев Ф, Учение
о Фин-ляндском государстве. СПб., 1893; Сергеевский Н.Д.
К вопросу о фин-ляндской автономии и основных законах.
СПб., 1902; Корнилович М.И. Очерк истории крестьян и
крестьянского дела губерний Привислинского края. СПб.,
1914; Корнилов М.И. Земское и городское самоуправление в
Царстве Польском в 1861-1863 гг. Петроград, 1915 и др.
Ивановский В. Административное устройство наших окраин
// Ученые за9.08.1899писки Казанского университета.
1891. Кн. 6. С. 26-70.
основании которых было организовано управление в
центральных россий-ских губерниях. Наиболее капитальным
трудом по истории государственного управления Великого
княжества Финляндского является двухтомная работа Э.Н.
Берендтса, где даются на основе значительного числа
источников де9.08.1899тальный обзор и анализ
существовавших там систем управления и
законо9.08.1899дательства. Он признавал необходимость
ликвидации обособленности Ве9.08.1899ликого княжества,
которая имела в период правления Александра II
тенден9.08.1899цию к своему расширению, хотя и указывал
на противоречие февральского манифеста 1899 г. основным
законам края1. Особое место занимает книга Н. Рейнке,
посвященная описанию законодательства Царства Польского.
Не делая выводов и обобщений, Рейнке анализирует
законодательные акты, регулирующие структуру и
деятельность всех звеньев административного аппарата
края, судебную систему и сословные права и привилегии,
исполь9.08.1899зуя многочисленные нормативные
материалы2.
До начала 50-х гг. XX в. советская историческая наука,
пожалуй, не проявляла интереса к данной проблематике. В
немногочисленных публика-циях, посвященных истории
Финляндии, Польши и национальных движений, вопросы
государственного управления, хотя и затрагивались, но не
получа9.08.1899ли должного освещения и зачастую страдали
значительной идеологизиро-ванностью оценок. Только с
начала 50-х гг. прослеживается все более
на9.08.1899растающий интерес к изучению истории
Финляндии и Польши. Наиболее значимой из работ советских
историков данного периода, посвященных
ад9.08.1899министративной системе Царства Польского,
является монография И.И. Костюшко, в которой выясняется
структура и деятельность созданных гмин-ных
самоуправления и судов, высших и центральных учреждений
края3.
С конца 60-х гг. в советской исторической и юридической
науке замет9.08.1899но активизировался интерес к
изучению административного аппарата, соз-данного для
управления национальными окраинами. В работе Н.П.
Ерошки-на значительное место отведено управлению
национальными окраинами. Автор верно отметил, что
«специфика управления отдельными националь9.08.1899ными
окраинами определялась местными задачами царизма»4.
Рассмотре9.08.1899ние думской политики центральных
властей в отношении Финляндии и Польши в книге А.Я.
Авреха позволило автору сделать вывод о фактическом
провале антифинляндского правительственного курса и
политическом ха-
Берендтс Э.Н. Лекции по административному праву Великого
княжества
Финляндского. В 2-х т. СПб., 1903.
Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского
(1807-1881). СПб.,
1902.
Костюшко И.И. Крестьянская реформа 1864 года в Царстве
Польском. М.,
1962.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений
дореволюционной
России. Изд. 3-е. М., 1983. С. 192.
trepe выделения из состава Царства Холмской губернии1.
Важное значение для изучения проблемы управления данными
терри-)иями имеют труды советских правоведов Р.Н.
Дусаева, К.Е. Ливанцева и -\. Ефремовой. Работы Дусаева
посвящены различным сторонам админи-штивной системы
Великого княжества, его государствен но-правового ста-:а
и законодательства2. При этом автор опирается на широкий
круг лите-гуры и законодательных актов. В исследованиях
Ефремовой рассматри-отся вопросы реформирования судебной
системы Царства Польского3. К. Ливанцев анализирует
правовое положение городского населения в пьше к моменту
реформы 1866 г."
Политика царского правительства в административной
области в от-иении Финляндии конца XIX - начала XX вв.
наиболее подробно изучены >аботах У.В. Тейстре.
Рассмотрев деятельность различных совещатель-<
учреждений, русского правительства и финляндских
правящих кругов, |равленную, с одной стороны, на
ликвидацию обособленности княжества, ругой - на защиту
его автономного статуса, Тейстре признает, что резуль-ом
правительственного курса стала фактическая ликвидация
автономии жества в 1910 г.5 В своей диссертации Тейстре
верно отмечает, что фев-ъский закон 1899 г. зафиксировал
лишь общий принцип политики более ного «соединения»
тогда, как конкретные пути претворения ее в жизнь !ывали
среди российской правящей элиты серьезные разногласия6.
Из зарубежных авторов наиболее значимыми можно признать
работы неких ученых О. Юссила, К. Корхонен, П. Томилла,
Р. Ренвалл, Т. Полви-
\врех А.Я. Столыпин и третья дума. М., 1968.
Зусаев Р.Н. Государственно-правовой статус Великого
княжества Фин-1яндского (1809-1917 гг.) // Известия
высших учебных заведений. Право-!едение. 1975. № 2. С.
110-118; Его же. Уголовное уложение Великого ;няжества
Финляндского. Л., 1988; Его же. Совершенствование
исполни-•ельных органов Великого княжества Финляндского
в XIX в. // Вестник 1ГУ. Экономика, философия, право.
1984. Вып. 1. № 5. С. 94-98; Его же. Сеймовые реформы
60-х годов XIX в. в Финляндии // Вестник ЛГУ. Эко-юмика,
философия, право. 1981. Вып. 4. №23. С. 80-84 и др.
Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи
1802-1917 гг. Л., 1983; Его же. Проведение судебной
реформы в Царстве Польском (К опросу о деятельности
министерства юстиции) // Методология историко-|равовых
исследований. М., 1980. С. 92-99.
Ыванцев К.Е. Правовой статус населения Королевства
Польского в XIX . С«о реформы 1866 г.) // Правоведение.
1979. № 4. С. 62-67. "ейстре У.В. Вопрос об
общегосударственном законодательстве и насту-лении
царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг. //
Скандинав-кий сборник. 1972. XVII. С. 94-107.
'ейстре У.В. «Финляндский вопрос» в политике царизма в
конце XIX -ачале XX вв. Дисс... канд. ист. наук. Таллин,
1980. С. 92.
нен , а также коллективные труды польских ученых
правоведов, посвящен-ные истории государства и права
Польши рассматриваемого периода2, В книге Полвинена
нашли подробное отражение все аспекты унификации
управления Финляндии, предпринятой при
генерал-губернаторе Бобрикове.
На последнем этапе изучения данной проблемы (конец 80-х
гг. и по настоящее время), вследствие изменения в нашей
стране общественно-политической обстановки, в
отечественной историографии продолжается отход от
устоявшихся штампов и представлений. В исследованиях
проявля9.08.1899ется большая объективность и глубина,
делаются попытки переосмысления всей национальной
политики в дореволюционной России. Однако следует
признать, что количество специальных исследований, как и
прежде, относи9.08.1899тельно невелико.
Появился ряд диссертационных исследований,
рассматривающих от-дельные стороны проблемы управления
данными национальными района-ми3. Наиболее ценным
специальным исследованием здесь представляется
диссертация Я. Козловски о системе управления Царством
Польским с мо-мента восстания 1863 г. и до ликвидации
института наместничества. В ней иа основе большого числа
научных трудов, а также архивных материалов центральных
архивов (ЦГИА, ЦГАОР) подробно анализируется созданная в
ходе восстания военно-полицейская система управления,
реформирования высших и центральных учреждений Царства и
уделяется большое внимание реформе губернского и
уездного управления. Вышла коллективная
моно9.08.1899графия, посвященная развитию управления
национальных окраин, где дает9.08.1899ся довольно
подробный обзор административных систем Финляндии и
Польши с момента их присоединения к России4. Из числа
современных за-
Jussita О. Nationalism! ja vallankumous
venalais-suomalaisissa suhteissa 1899-1914.
Historiallisia tutkimuksia 110. Helsinki, 1979; Korhonen
K. Auto-nonius Finland in the politikal thought of
nineteenth centuri Russia. Turky, 1967; Tommila P. La
finlande dans la politique europene en 1809-1815. Lahti,
1962; Renvalf P. The origin of Finlandes autonomt. //
Introduction to Finland. Porvoo-Helsinki, 1963. S.
31-42; Его же. Семьсот лет народного представи-тельства
в Финляндии // Парламент Финляндии. Порвоо-Хельсинки,
1960. С. 3-16; Полвинен Т. Держава и окраина. Н.И.
Бобриков - генерал-губернатор Финляндии 1898-1904 гг.
Пер. с финского. СПб., 1997. Grzyboowski К. Historia
panstwa i prawa Polski. Т. IV. Od uwlaszcenia do
odrodzenia panstwa. Warszawa, 1982; Бардах Ю. История
государства и права Польши. М„ 1980.
Дусаев Р.Н. Кодификация уголовного законодательства
Финляндии XIX века, дисс... докт. юр. наук. СПб., 1992;
Я. Козловски. Система управле9.08.1899ния Царством
Польским с 1863 по 1875гг., дисс... канд. ист. наук. М.,
1989; Райконен Е.Е. Таможенное законодательство Великого
княжества Финляндского, дисс... канд. юр. наук. СПб.,
1996.
Национальные окраины Российской империи: становление и
развитие системы управления. М., 1998.
бежных публикаций можно выделить работы М. Клинге, А.
Куяла, В. Раси-и Э. Кетола1.
Анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что
несмотря серьезные успехи, сделанные отечественной
наукой в изучении данной облемы, все еще имеются
недостаточно изученные вопросы или требую-ie, на наш
взгляд, новых оценок.
Источниковая база диссертации. Поставленные в данном
исследо-нии научно-познаьыельные задачи требуют
привлечения обширного кор-са источников.
Наиболее важными среди опубликованных источников для
исследова-я данной проблемы являются различные
законодательные акты. В отно-знии Великого княжества
Финляндского правовые акты издавались в ;борнике
постановлений Великого княжества Финляндского» , а затем
сть из них, относящихся к периоду с 1808-1859 г.,
переизданы в «Собра-и Постановлений Финляндских»3.
Законы и постановления, изданные для гламентации
административной сферы Царства Польского, собраны пре-\е
всего в «Дневнике законов Царства Польского»4. Важное
значение для учения темы диссертационного исследования
имеют правовые акты, |убликованные в «Полном собрании
законов Российской империи» и изда-|ях «Свода законов
Российской империи»5.
Ценной группой опубликованных источников являются
различные до-менты, посвященные административным
преобразованиям, а также харак-ризующие деятельность
аппарата управления данными национальными раинами6,
часть которых содержится в печатных записках,
находящихся в
Клинге М. Очерк истории Финляндии. Кеуруу, 1990; Расила
В. Аграрный вопрос в Финляндии & конце XIX - начале XX
века // Труды X Советско-Финляндского симпозиума
историков. Рига 2-4 декабря 1985г. Л., 1988; Куяла А.
Россия и Финляндия в 1907-1914 годах: планы введения
военно9.08.1899го положения // Вопросы истории. № 2.
1998. С. 65-74; Кетола Э. Револю9.08.1899ция 1917 года и
обретение Финляндией независимости: два взгляда на
проблему//Отечественная история. 1993. № 6. С. 27-45.
Сборник постановлений Великого княжества Финляндского.
1860-1903. Собрание Постановлений Финляндских.
Узаконение, обнародованное на русском языке. Т. МП.
СПб., 1902-1904.
Дневник законов (Dziennikpraw). Т. 65-71. Варшава,
1860-1871. Свод законов Российской империи. 1892. Т, I,
II, XVI; Свод законов Рос9.08.1899сийской империи. 1857.
Т. II. Ч. I. Общее губернское учреждение. Гл. (. О
Главных начальниках губерний; Полное собрание законов
Российской империи. Второе, Третье.
Всеподданнейшая записка о произведенной в 1910 году
ревизии Привис-линского края. СПб., б.г.; Материалы по
делам Царства Польского. Т. II. Уездные и городские
советы, 1864 г. и др.
11
Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге1.
К следующей группе источников необходимо отнести
воспоминания и дневники различных государственных и
общественных деятелей2, позволяющих ближе
познако9.08.1899миться с ходом и проектированием
административных преобразований, дея9.08.1899тельностью
государственных учреждений и оценкой общей политической
атмосферы как внутри данных окраин, так и во всем
государстве. Немало9.08.1899важную группу составляют
также материалы периодической печати3.
Значительная часть документальных материалов,
позволяющих более глубоко раскрыть содержание данной
темы, отложились в центральных ар9.08.1899хивах
Российской Федерации, из них важнейшая группа находится
в фондах Российского государственного исторического
архива. Наиболее ценные ма9.08.1899териалы, посвященные
административному аппарату данных окраин, а
так9.08.1899же его реформированию и определению их
государственно-правового поло9.08.1899жения содержатся в
делах Ф. 1361. - Статс-секретариата Великого
княжест9.08.1899ва Финляндского, Ф. 1270. - Комитета по
делам Царства Польского, Ф. 1276. - Совета Министров, Ф.
1284. - Департамента общих дел Министерства внутренних
дел, Ф. 1282. - Канцелярии Министерства внутренних дел,
Ф. 1405. - Министерства юстиции и Ф. 1662. - Столыпина
П.А. председателя Совета Министров. Немаловажное
значение имеют и сведения содержа9.08.1899щиеся в
Российском государственном архиве Российской Федерации в
Ф. 601. - Николая II и Ф. 586. - В.К. Плеве.
Архивные фонды содержат в себе журналы совещаний
различных го-сударственных учреждений, проекты реформ,
законодательные акты, вырез9.08.1899ки из газет,
ведомственную переписку, петиции, отчеты
генерал-губернаторов и губернаторов, их краткие
изложения и различные записки, посвященные как вопросам
управления, так и политическому положению в этих
национальных районах.
Комплексный анализ всего корпуса приведенных источников
позволяет полно и всесторонне подойти к изучению данной
проблемы и решить по-ставленные в диссертационном
исследовании научно-познавательные зада-чи.
Журнал высочайше утвержденного Особого совещания для
обсуждения некоторых вопросов, касающихся Великого
княжества Финляндского. № 1. Заседания 19 октября и 3
ноября 1907 года // Российская национальная библиотека.
Русский основной фонд. Россия. Государственный Совет.
Материалы. Т. 78.1910 и др.
Витте С.Ю. Воспоминания. Т. ll-lll. M., 1960; Дневник
государственного секретаря А.А. Половцева. Т. II. М.,
1966; Богданович А. Три последних самодержца, М., 1990;
Дневник Д.А. Милютина 1873-1875. Т. I. M., 1947;
Аренберг Я. Мемуары // Голос минувшего. 1916. № 5-6, с.
340-371. № 7-8, с. 289-332. № 9, с. 147-171. № 10, с.
155-183; Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. I. Пг., 1919.
Финляндская окраина России. Сб. статей. Вып. ИМ. М.,
1891-1897; Право. СПб., 1901-1914 и др.
12
Научная новизна диссертации определяется тем, что
впервые на ос-wee широкого круга источников проведено
комплексное исследование сис-•ем государственного
управления двух наиболее культурных и политически >азвитых
окраин Российской империи - Великого княжества
Финляндского и Дарства Польского, проведен их
сравнительный анализ и тем самым выяв-юны имевшие место
как общие, так и частные тенденции. Выводы диссер-ации
основаны на изучении широкого круга опубликованных и
архивных (окументов.
Научно-практическая значимость исследования определяется
тем, ITO его материалы позволяют более глубоко осветить
проблему истории го-ударственных учреждений России,
управления ее окраинами и националь-ого вопроса в
рассматриваемый период. Результаты диссертации могут ыть
использованы также в учебном процессе при подготовке
лекционных и еминарских занятий, спецкурсов и учебных
пособий по истории государст-енных учреждений Финляндии
и Польши.
Апробация основных положений осуществлена автором в
опублико-знных работах и выступлении на
научно-практической конференции в Уль-новском
государственном университете1.
Структура работы. Задачи исследования, его предмет и
избранный етод изложения определили структуру
диссертации. Она состоит из введе-ля, двух глав,
заключения, списка использованных источников, а также
схем оиложения.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы,
определяется объ-ст, хронологические и территориальные
рамки исследования, дается исто-юграфический обзор
литературы , указываются цели и задачи работы,
ха-жтеризуется источниковая база, устанавливается
научная и практическая ачимость диссертации.
Первая глава «Преобразование государственных учреждений
Велико-княжества Финляндского и Царства Польского в
эпоху буржуазных ре-эрм (сер. 60-х гг. XIX в. - 1881
г.)» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются вопросы политического
поло-гния данных территорий в составе Российской
империи, зарождение и ладывание действовавших там партий
и движений, социальная структура юеления и хозяйственной
жизни окраин. Развитие автономии Великого яжества
Финляндского зависело не только от непростой
внутриполитиче-ой обстановки в конце 50-х - начале 60-х
гг. XIX в., влияния внешних фак-ров и стремления
Александра II в рамках либеральных буржуазных ре-
Государство и право: проблемы, поиски решений,
предложения. Вып. 5. Тезисы докладов на региональной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы
права и его реализации в современных услови9.08.1899ях».
Ульяновск, 1998.
13
форм в России провести преобразования в Финляндии, тем
самым «отбла-годарив» ее народ за проявленную к
центральному правительству лояль-ность в трудные для
страны годы, чего не сделали к примеру поляки, но и от
того, что «вынужденно создав автономное государственное
образование в составе Империи, царизм должен был
считаться с ним и с теми последст-виями в экономической
и политической жизни Финляндии, которые оно по-родило»1.
Государственная автономия Великого княжества
Финляндского в составе Российской империи в результате
преобразований 60-х- 70-х гг. XIX в. достигла своего
наибольшего развития, что коренным образом отличало
статус этого края от политического положения Царства
Польского и других национальных окраин.
Польское восстание 1863-1864 гг. стало причиной полного
уничтоже9.08.1899ния особых польских административных
учреждений. К концу рассматри-ваемого периода русским
правительством были окончательно ликвидирова9.08.1899ны
остатки польской автономии. Непосредственной причиной,
повлиявшей на принятие решения о наиболее полной
инкорпорации Царства Польского в состав империи, была
необходимость не допустить возможности повторения
польского восстания, но главная причина заключалась в
том, что Российская империя стояла перед необходимостью,
вызванной развитием социально-экономических отношений,
модернизации административного, правового и
общественного порядка на всей территории империи. Эта
модернизация и предполагала, по возможности, наиболее
тесную унификацию системы управления Российского
государства. Однако если в Польше такая
потреб9.08.1899ность в связи с опасностью массового
антиправительственного движения возникла раньше, то в
Великом княжестве Финляндском царизм пока считал
возможным идти на увеличение его государственной
автономии, наличие которой в дальнейшем неизбежно должно
было привести к столкновению между финляндскими
интересами и интересами всего государства, его
це-лостностью.
Одной из существенных особенностей Великого княжества
Финлянд9.08.1899ского и Царства Польского, выделявших их
из ряда других национальных окраин, была высокая степень
экономического развития данных территорий. По важнейшим
экономическим показателям они превосходили не только
ок-раины, но и метрополию - Центральную Россию.
В более значительной мере и намного раньше, чем в
России, в Фин9.08.1899ляндии и Польше отмирали сословные
различия, быстро формировалась буржуазия и увеличивалось
число лиц наемного труда как в промышленно9.08.1899сти,
так и в сельском хозяйстве.
Второй параграф первой главы посвящен анализу
проводившихся ре9.08.1899форм высших и центральных
учреждений данных территорий, проблем вве9.08.1899дения
общегосударственного языка, а также местным языкам,
генерал-губернаторской власти, выступавшей формой
управления окраинами и ос-
Дусаев Р.Н. Уголовное уложение Великого княжества
Финляндского. Л., 1988. С. 14.
14
нованием государственной службы.
К концу 70-х гг. XIX в. на территории Варшавского
генерал-губер-наторства, за исключением отдельных
изъятий, действовали имперское за-(онодательство и
центральные министерства и ведомства, заменявшие
лик-видированные подобные учреждения Царства Польского,
генерал-•убернатор, пришедший на смену независимого от
общегосударственных учреждений наместника. Польша, в
отличие от Великого княжества Фин-1яндского, лишенная
своих правительственных учреждений, не имевшая с 1831 г.
своего парламента, постепенно превратилась в несколько
губерний, управлявшихся частью на основе
общегосударственного законодательства, шстью
специального, и объединенных властью варшавского
генерал-убернатора.
Спокойная в политическом отношении Финляндия не только
сохранила ;вои правительственные учреждения, но и
добилась их большей независи-юсти от
генерал-губернатора, а в результате сеймовой реформы
1869г. (ериодических созывов единственного парламента в
самодержавной России i действительного ограничения
власти российского императора, во всем го-ударстве
являвшегося абсолютным монархом. Продолжали существовать
и ico6oe центральное учреждение в империи - финляндский
статс-;екретариат во главе с министром статс-секретарем,
а также Комитет для финляндских дел - высшее в отношении
Финляндии законосовещательное 'чреждение. Однако попытки
дальнейшего обособления Финляндии, созда-!ие и
укрепление институтов государственности наталкивалось на
все юльшее сопротивление российских правящих кругов.
Третий параграф дает представление об изменениях в
структуре гу-!ернского, уездного управления и местного
самоуправления. В Царстве 1ольском в результате реформ
губернского и уездного самоуправления ,анный уровень
администрации был максимально приближен к имперскому
|бразцу. Созданное Милютиным тминное и сельское
управление, по замыс-1ам правительства, должно было
способствовать расколу польского обще-тва. Искусственно
поддерживая крестьянство в Польше, царизм пытался, аким
образом, ограничить влияние польских дворянства,
интеллигенции и буржуазии. Следствием явилась созданная
польская всесословная гмина, "акой низшей
административно-территориальной единицы с всесословными
|рганами управления, очевидно, не хватало в остальных
российских губер9.08.1899ниях. В этом как Царство
Польское, так и Великое княжество Финляндское с то
общинным самоуправлением явно превосходили
общегосударственное олостное крестьянское
самоуправление, даже несмотря на то, что в Поль-je
тминное управление находилось в значительной зависимости
и под жест-им контролем уездной и губернской
администрации.
Общим недостатком системы управления этих национальных
окраин ыло отсутствие выборных представительных
учреждений на уездном и гу-ернском уровнях, но если в
Финляндии подобное происходило по внутрен-еполитическим
причинам, то в Польше это всецело зависело от политиче-
15
ского курса имперских властей и их опасениями перед
возможностью ис-пользования таких органов польским
обществом в борьбе за свои нацио-нальные права.
В расширении автономии Финляндии, в самом факте ее
существова9.08.1899ния скрывалась дальнейшая угроза
ликвидации или ограничения обособ-ленности княжества,
входившего в состав государства с быстро развиваю-щимися
буржуазными отношениями, требующими полного единства
терри9.08.1899тории, управления и законодательства.
В четвертом параграфе анализируется процесс становления
в Фин9.08.1899ляндии и Польше буржуазных судебных
систем. Курс царских властей, взя9.08.1899тый в
отношении судебных систем Польши и Финляндии, в целом,
был зер-кальным отражением общего политического курса,
взятого центральным правительством в отношении этих
национальных окраин. В Финляндии ца-ризм не проявлял
какого-либо интереса к преобразованиям в судебной
об-ласти в рассматриваемый период. В Польше судебная
реформа заняла, на-ряду с крестьянской и губернской,
центральное место в планах имперского правительства.
Главными здесь выступали политические соображения
им-перских властей, они преобладали над собственно
юридическими началами, ставилась задача наиболее полной
унификации судебной системы Царства с
общегосударственной, и многие демократические положения
Судебных уставов 1864 г. оказались непримененными.
Введение передовых Судебных уставов 1864 г., хотя и со
значительными изъятиями, уменьшавшими их
де9.08.1899мократический характер, еще более увеличило
отрыв организации судов Царства Польского от судебной
системы Великого княжества Финляндского.
Вторая глава «Развитие административного устройства
Великого княжества Финляндского и Царства Польского в
1881-1914 гг.» также разде9.08.1899лена на четыре
параграфа. В первом прослеживаются изменения
политико-правового статуса окраин, рост их
социально-экономической сферы и свя9.08.1899занный с
этим подъем политической активности населения. Развитие
по буржуазному пути метрополии вело к усилению ее
унификаторского курса в отношении национальных окраин.
Это неминуемо привело к обострению от9.08.1899ношений
между центром и Финляндией, а в Польше усилило
объединитель9.08.1899ные тенденции в 80 - 90-е гг. XIX
в. Дальнейший ход событий показал, что царизм, который
не имел сил продолжать столь жесткую политику в
отноше9.08.1899нии этих двух окраин, был вынужден пойти
на временные уступки им, или же, как это было в Польше,
в основном, лишь обещал их. Используя
россий9.08.1899ский представительный орган, царское
правительство в новых условиях стремилось к серьезному
ограничению финляндской автономии путем
опре9.08.1899деления ее правового положения в составе
империи и распространения на ее территорию действия
общегосударственного законодательства.
Посте9.08.1899пенно наметился процесс некоторого
сближения государственно-правового положения Великого
княжества Финляндского и Царства Польского.
В параграфах втором и третьем рассматривается процесс
дальнейше9.08.1899го объединения управления Великого
княжества Финляндского и Царства
16
Польского с общеимперским. Были упразднены последние при
центральных имперских органах отраслевого управления
специальные учреждения, дей9.08.1899ствовавшие в
отношении Царства Польского, продолжалось
распростране9.08.1899ние русского языка и введение в
местную администрацию русских чиновни9.08.1899ков.
Произошло некоторое усиление генерал-губернаторской
власти путем придания ей широких
административно-полицейских полномочий, хотя этот
процесс в какой-то мере должен был ограничиваться
созданием при гене9.08.1899рал-губернаторе совета. Во
время беспорядков 1905 - 1907гг. и в
после9.08.1899дующие годы край находился на военном
положении и в положении усилен9.08.1899ной и
чрезвычайной охраны, что в еще большей степени
способствовало укреплению власти главного начальника
края, которая теперь с окончанием проведения реформ в
крае возможно уже сама становилась в определенной мере
тормозом для дальнейшей унификации Царства с империей.
Но была необходима в силу своих чрезвычайных полномочий
и хорошего знания ме9.08.1899стных условий для борьбы с
революционным и сепаратистским движением в Царстве. В
Финляндии успех задуманных объединительных реформ
нахо9.08.1899дился в прямой зависимости от увеличения
влияния в административной системе княжества
генерал-губернатора и обеспечения контроля за ней со
стороны имперского правительства. Однако наличие
разветвленной системы лестного управления, структура
которой была совершенно отличной от
об9.08.1899щегосударственной, деятельность местного
парламента, сложная внутрипо-1итическая обстановка как в
крае, так и в империи, не позволили русскому
фавительству развить и укрепить преобразования времен
Бобрикова и бо-iee того заставили пойти на временные и
серьезные уступки финнам. В (альнейшем, вернувшись к
прежнему в отношении Финляндии курсу, цен-ральные власти
действовали уже более осторожно; сохраняя местные
финляндские административные органы, они ставили их
различными путями юд свой контроль и создав в целях
проведение будущих объединительных «форм законом 1910г.
юридическую базу, русское правительство осозна-ало, что
в создавшихся условиях не может приступить к коренному
преоб-азованию высших и центральных учреждений края с
подчинением их обще-эсударственным учреждениям.
В Великом княжестве Финляндском структура управления
губерний и ездов в 80-е гг. XIX в. и до 1914 г. не
претерпела существенных изменений, э же можно сказать и
о компетенции губернских и уездных учреждений, а зкже
должностных лиц. Устранение выявленных недостатков
происходило золюционным путем вплоть до конца 90-х гг.
XIX в. без активного вмеша-гльства центрального
правительства. Во время генерал-губернаторства обрикова
основные усилия реформирования административных
учрежде-1й княжества затронули прежде всего их высший
эшелон и в значительно эньшей степени губернскую и
уездную администрацию. Большинство пре->разований
Бобрикова в этой сфере были отменены Октябрьским
манифе-ом 1905 г.
Сложившаяся в Царстве Польском система губернского
управления
17
характеризовалась отсутствием элементов самоуправления,
за исключени-ем тминного (хотя в Финляндии также не было
органов самоуправления на уровне уездов и губерний),
мало чем отличалась от общегосударственной модели,
причем в конце XIX - начале XX в. унификация управления
этой на9.08.1899циональной окраины в виде ликвидации
последних элементов обособленно9.08.1899сти и, с другой
стороны, введения в крае некоторых общегосударственных
институтов (попытка введения Городового положения,
изменения в составе губернских правлений и проекты таких
изменений), продолжалась.
Таким образом, одновременно имели место две тенденции. С
одной стороны, продолжалось объединение данного уровня
управления Царства с общегосударственной
административной системой, с другой стороны,
со-хранялись и совершенствовались отдельные особенные
его элементы, и, как в случае с местными языками,
происходило некоторое увеличение обособ9.08.1899ленности
края.
В четвертом параграфе освещается развитие судебной
системы Цар9.08.1899ства Польского и попытки
реформирования судоустройства Финляндии. Крайне
необходимая Великому княжеству судебная реформа по
причине обострения политической обстановки в крае не
состоялась. В Польше в этот период проявилась тенденция
к совершенствованию нового судебного строя. Однако
важнейшие демократические положения Судебных Уставов
1864 г. так и не были применены.
В заключении даны основные выводы исследования. В первой
поло9.08.1899вине XIX в. феодальная Россия могла
позволить себе сохранение старых форм управления на
вновь присоединенных территориях, насколько они не
противоречили ее интересам. Однако с переходом
государства на буржуаз-ный путь развития положение стало
постепенно меняться. Социально-экономическое развитие
страны требовало ликвидации окраинной обособ-ленности,
унификации большинства сторон общественной жизни и, в
том числе административного единообразия. Данные
процессы подстегивались тем, что в Финляндии и Польше
капитализм развивался более высокими темпами по
сравнению с метрополией. Это в свою очередь порождало
уско9.08.1899рение развития национального самосознания
как у финского, так и у поль9.08.1899ского населения, их
стремление к самоопределению в рамках
государствен9.08.1899ной автономии или же путем создания
независимого государства. Подобное заставляло данные
этносы встать на защиту именно местных
государствен9.08.1899но-правовых институтов, которые
ассоциировались ими с обособленностью края от империи,
хотя такие учреждение вполне могли нести в себе
полу9.08.1899феодальные пережитки. Таким образом,
попытки унификации управления империи наталкивались на
сопротивление в ее окраинах. Здесь быстрее
воспринимались либеральные, а затем социалистические
идеи, которые как правило имели националистическую
окраску. Местные движения в защиту национальных прав
становились угрозой единства империи, но неуклюжие и
грубые, а самое главное непоследовательные попытки со
стороны цен9.08.1899тральных властей подавить их давали
обратный результат.
Конкретные проявления унификации управления в Финляндии
и Польше в силу местных условий и временных периодов
имели существен9.08.1899ные отличия. С середины 60-х до
начала 80-х гг. XIX в. в Великом княжестве произошло
существенное расширение его автономного статуса. У
княжества имелись некоторые атрибуты государственности,
тогда как Царство Поль9.08.1899ское в этот период
окончательно теряет остатки былой автономии. Причиной
столь отличной политики царских властей в этих
национальных окраинах явилось то, что польское общество,
его верхи, обладая солидным опытом государственности, не
могли смириться с потерей независимости. В
Фин9.08.1899ляндии общественная элита, в своей основе
имевшая шведское происхож9.08.1899дение, вынуждена была
лавировать, стремясь сохранить в княжестве свое
господство между царизмом и интересами финского народа.
Их противоре9.08.1899чия, которые отдельные царские
чиновники склонны были преувеличивать, не всегда
позволяли финляндцам единым фронтом выступить за свои
авто9.08.1899номные права, а в дальнейшем за
самостоятельность княжества. Экономи9.08.1899ческие и
политические выгоды от вхождения в состав империи явно
переве9.08.1899шивали подобные устремления, не давая им
развиваться в общественной :реде. Однако это не мешало
всячески укреплять обособленность княжества DT
метрополии. С развитием буржуазных отношений в России в
80-е гг. XIX j. происходит изменение всей окраинной
политики в сторону ужесточения >усификации,
проявлявшейся в административной и культурной унификации
1краин. Соответственно изменяется и правительственный
курс в отношении Финляндии. Экономическая конкуренция,
расширение политической актив-'ости населения и,
наконец, вынужденный характер со стороны централь-ых
властей проведения в княжестве реформ 60-70-х гг. XIX
в., направлен-ых на расширение его автономии, привели к
началу похода против фин-яндской обособленности. Он
продолжался, за исключением отката в пери-д революции
1905-1907 гг., вплоть до начала Первой мировой войны. В
[арстве Польском вслед за усилением административной
унификации 80-х сер. 90-х гг. XIX в. в конце XIX - нач.
XX вв. под влиянием внешнеполити-эских факторов и
усиления социальной напряженности в государстве также
аметились изменения в этой сфере. В правительственных
кругах появилось гремление заручиться поддержкой
различных слоев польского населения /тем частичной
ликвидации наиболее жестких и непопулярных
администра-гвных мер. Так, поднимались вопросы о
введении в крае Городового поло-эния, увеличения
использования польского языка и о возможности созда-w
земских учреждений. Однако большинство мер так и
остались лишь на •маге не получив должной поддержки
российских верхов, тогда как реально >оисходило
уменьшение числа польских представителей в
Государствен-й Думе и выделение Холмской губернии.
Только с началом Первой миро-й войны началось
безуспешное обсуждение политического будущего Цар-за
Польского.
Хотя созданные системы государственного управления
данными ок-инами справлялись с возложенными на них
задачами, они все же не со-
19
всем оправдались как в Финляндии с ее широкой
государственной автоно-мией, так и в Польше, где
русификация достигла своего апогея. В начале XIX в.
можно наблюдать тенденцию сближения правового положения
Финляндии и Польши. В первом случае, шло сокращение
автономных прав княжества, однако без полной ликвидации
его автономии, во втором - просматривается некоторый
отход от жесткой унификации управления края. Но ни тот,
ни дру9.08.1899гой вариант не устраивали ни общество
этих национальных окраин, ни само правительство и явно
являлись переходными формами по направлению к широкой
территориальной автономии и независимости или же еще
большей инкорпорации в состав «единой и неделимой»
Российской империи.
Приложения содержат схемы административных и судебных
систем Великого княжества Финляндского и Царства
Польского.
Основное содержание работы отражено в следующих
публикациях:
1. Некоторые особенности управления национальными
окраинами России конца XIX - начала XX вв. (на примере
Кавказского края) // Ученые записки Ульяновского
государственного университета. Сер. Право. Вып. 1.
Ульяновск, 1996. С. 22-25.
2. К вопросу эволюции системы государственного
управления Царст9.08.1899ва Польского (1815 - конец XIX
столетия) // Ученые записки Ульяновского
государственного университета. Вып. 2 (4). Государство и
право. Ульяновск, 1997. С. 76-82.
3. Некоторые особенности законодательного процесса в
Великом княжестве Финляндском (конец 19 - начало 20 вв.)
// Ученые записки Улья-новского государственного
университета. Государство и право. Вып. 5.
Улья9.08.1899новск, 1998. С. 49.
4. К вопросу о применении Судебных уставов 1864 года в
Царстве Польском // Постигая прошлое и настоящее.
Межвузовский сб. научных тру9.08.1899дов. Вып. 9. Изд.
Саратовского университета. Саратов, 1999. С. 101-106.
5. К истории вопроса сеймовой реформы 1906 г. в Великом
княжест9.08.1899ве Финляндском // Ученые записки
Ульяновского государственного универси-тета. Сер.
Государство и право. Вып. 1 (8). Ульяновск, 1999. С.
117-120.